Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность
Процессы криминализации и маргинализации в школе Освоение подростками криминальной культуры (языка, принципов, отношений, статусов) Причины: 1). подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации 2). Стремление подростков объединяться в группы, которым свойственна отгороженность от внешнего мира 3). Процесс отторжения некоторых подростков (маргиналы - категория учащихся, которая желает получить более высокий статус (аутсайдеры, изгои)
Причины подростковых «стрелок» Стремление завоевать статус и деньги в школе путем противоправных действий (родители не могут защитить и финансово обеспечить)- привычка «легких денег» Возможность повысить авторитет определенной категории подростков Мода на правонарушение как некое испытание Способ разрешения собственных проблем без участия взрослых и принятия более справедливого решения
Школьные службы примирения (ШСП) Группа подростков с руководителем взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия
Задачи ШСП 1. проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера 2. обучение школьников методам урегулирования конфликтов
Принципы деятельности ШСП Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт) Принцип конфиденциальности Принцип нейтральности (ШСП не выясняет вопрос о виновности/невиновности сторон, является независимым посредником)
Организация деятельности ШСП СП по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы. Должностные лица школы оказывают содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников. СП имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
Типы программ 1. программы примирения Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они иcпытывают по поводу случившегося? Как данная ситуация может быть разрешена? Как сделать так, чтобы этого не повторилось?
Типы программ 2. школьные конференции Предназначена для нормализации групповых отношений Реализуется путем проведения в классе дискуссии по поводу сложившейся ситуации
Круги заботы Проводится в случае угрозы социального сиротства. Создается круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку, распределяется ответственность между ними Составляется реабилитационная программа
Работа службы со школьным сообществом Привлечение лидеров подростковых групп Привлечение детей группы риска Оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими
Порядок формирования службы примирения Учащиеся 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ. Руководитель службы: социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы по приказу директора школы. Организационные вопросы по службе примирения могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
Порядок работы школьной службы примирения Школьная служба примирения Актив учащихся: - проведение программ примирения; - информационная деятельность. Поступление информации Результат: снижение количества конфликтов, перешедших в стадию противоправного поведения Учащиес я Очевидцы конфликта «Почтовый ящик» Учителя Типы конфликтов: - межличностные конфликты; - нецензурные оскорбления; - угрозы; - причинение незначительного материального ущерба; - взаимные обиды; - длительные прогулы в результате конфликта. Другие конфликт ы Муниципальна я служба примирения Руководитель: - анализ информации; - отбор дел; - сопровождение учащихся в разрешении конфликтов. Участники конфликтов