Актуальность темы Пристальным вниманием общества к проблемам развития активной личности, стержневые свойства которой определяются ее потенциалом в исследовательской деятельности Особой ролью знаний всех видов и представлений по использованию научных методов в деятельности школьника Недостаточной разработанностью в методике преподавания русского языка проблемы активизации исследовательской деятельности учащихся
Противоречия Между целями традиционной педагогики и целями ученика, который способен достичь высоких результатов обучения Между базовым уровнем знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности
Формирование исследовательской компетентности ученика Усвоение норм языка на основе знаний разных видов Овладение школьниками научными методами познания
5 – 7 классы8 – 9 классы10 – 11 классы Решение задач Сказки, сочинения, кроссворды Реферативные работы Поисково- исследовательские работы Формирование мыслительных операций Активность мышления Анализ и синтез; аналогия; классифика ция Выявление сущного в явлениях; осознание собственных способов мышления Выдвижение гипотез; варианты решения; нестандартные идеи Классификация методов и алгоритмов; обоснование эффективности использования способов решения проблем Построение новых алгоритмов и способов решения творческих задач
На уроке Во внеурочной деятельности Исследовательский метод обучения нетрадиционные уроки проведение учебного эксперимента домашнее задание исследовательского характера написание выпускных экзаменационных работ Участие в олимпиадах, конкурсах, НПК В процессе работы над учебным проектом на факультативах
Задания с компонентами занимательности Учебно-поисковые исследовательские Задания, возникновение интереса к которым создается за счет лингвистических факторов, - проблемные задания
Этапы подготовки к исследовательской работе Анализ, синтез, сравнение, обобщение Ответы на проблемный вопрос, проблемное изложение материала Частично-поисковая деятельность Исследование школьников
Уровни реализации исследовательского обучения 2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно 1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а решение учащийся находит самостоятель но 3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно
Результативность 1. Активизация деятельности учащихся 2. Повышение интереса к изучаемому предмету 3. Открытие широкого поля деятельности для самообразования, саморегуляции, самоутверждения
Результат эксперимента Традиционный методМетод исследования
Диагностика мышления ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Низкий уровеньНизкий уровень
Диагностика мышления СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Диагностика мышления НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ