«Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения». Методист ИМЦ Э.В. Зубарева
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А.Сухомлинский
Актуальность проблемы и психолого- педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми: Статистика: Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями %, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Нормативные документы: - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; - Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающее образование: 1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом. 2. Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития. 3. Знания являются средством развития способностей личности. 4. Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса. 5. Субъектно-субъектные отношения. 6. Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению. Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса. 7. Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка. 8. Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала.
Развивающее обучение: 1. Предмет развития – одна из сфер психики ребенка. 2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например, интеллектуальной). 3. Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков. 4. Субъектно-субъектные отношения. 5. Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса.
Результаты анкетирования: всего анкет:49 и более баллов: 24 – 48 баллов: 23 и менее баллов: 1793,3 %96, 7 %0 %
Вопросы теоретической подготовки педагогов: 1. Закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности (общей и различных видов специальной). 2. Методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей. 3. Концептуальные модели, которые могут быть использованы при разработке учебных программ для одаренных детей. 4. Учет результатов психолого-педагогического обследования ребенка при составлении образовательной учебной программы. 5. Основы дифференцированного и индивидуализированного подходов к составлению учебных программ. 6. Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми. 7. Выбор методов работы с одаренными детьми. 8. Развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. 9. Аффективное (эмоциональное) и социальное развитие одаренного ребенка. 10. Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми.
Требования к педагогу: - Профессиональная компетентность; - Высокая теоретическая подготовка; - Активная научно-методическая деятельность; - Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей; - Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей; - Знание возрастной психологии; - Стремление к самообразованию и самосовершенствованию; - Высокий уровень знаний методик дошкольного образования; - Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям; - Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; - Доброжелательность, чуткость, педагогический такт; - Наличие организаторских способностей.