ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА
Подходы к отбору содержания и структуры КИМ учет требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования учёт целей исторического образования в основной школе ориентация не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования преемственность с ЕГЭ по истории как в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов, так и в формах заданий, структуре экзаменационной работы
задания на знание понятий и терминов перенесены из части 1 работы во часть 2 на отдельных позициях выделены задания на проверку знания истории Великой Отечественной войны (А14, А15) достижений, фактов биографии выдающихся деятелей отечественной истории (А9, А19) основных фактов истории культуры (А10, А20) добавлены задания на проверку умения работать с исторической картой, схемой (А21), иллюстративным материалом (А22) Изменения в структуре и содержании экзаменационной работы в 2012 г. Часть 1
Некоторые результаты выполнения заданий части 1 хорошее усвоение знаний по хронологии достаточно высокий уровень выполнения заданий на знание фактов, причин и следствий исторических событий, явлений и поиск информации в источнике сравнительно высокий процент выполнения заданий на знание фактов истории культуры хуже, чем другие периоды истории, выпускники IX классов знают события периода Великой Отечественной войны задания на знание достижений, фактов биографии выдающихся деятелей отечественной истории выполняются хуже, чем задания на знание других фактов результаты выполнения заданий на работу с исторической картой, схемой и иллюстративным материалом ниже, чем результаты выполнения всех остальных заданий части 1
Как преодолеть возникшие трудности при выполнении заданий части 1? 1. Для формирования и развития картографических умений необходимо научить проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте научить локализовывать исторические факты на картена карте активно использовать задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источниковисточников творческие образные заданиязадания 2. Систематическая работа с иллюстративным материалом способствует формированию определенного запаса зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории.истории.
Изменения в структуре и содержании экзаменационной работы в 2012 г. Часть 2 исключены повторяющиеся в части 2 работы задания на группировку фактов, понятий, поиск информации в источнике, систематизацию фактов добавлены задания на работу со статистической информацией (В4) на знание понятий, терминов (два различных по типу задания В5, В8) на сравнение исторических событий и явлений (В6) на работу с информацией, представленной в виде схемы (В7)
Некоторые результаты выполнения заданий части 2 достаточно успешно справились с новыми заданиями на работу со статистическим источником информации на работу с информацией, представленной в виде схемы традиционно низкие показатели выполнения заданий на установление хронологической последовательности сравнительно низкая степень сформированности умения выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений (задание В6)
Как преодолеть возникшие трудности при выполнении заданий части 2? 1. При формировании умения определять последовательность событий эффективными могут быть такие формы как построение различных информационных таблиц, где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса 2. Для формирования умения выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений необходимо определить, что конкретно предстоит сравнивать выявить линии сравнения объектов точно сформулировать результаты сравнения
Изменения в структуре и содержании экзаменационной работы в 2012 г. Часть 3 изменено задание С2, теперь оно нацелено на проверку умения логически анализировать структуру текста добавлены задание-задача на анализ исторической ситуации (проверка умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты (С3) задание на сравнение исторических событий, явлений (С4) задание на составление плана ответа по какой-либо теме (С5)
Некоторые результаты выполнения заданий части 3 выполнение заданий С3-С4 (высокий уровень сложности) позволило выделить учащихся с высоким уровнем подготовки, которые смогут успешно продолжить обучение в старших классах социально- гуманитарных профилей анализ статистики выполнения задания С5 показал, что даже выпускники с высоким уровнем подготовки недостаточно хорошо владеют таким важным комплексным умением как выбор необходимого фактического материала, обобщение его, формулировка пунктов плана, с кратким раскрытием двух из них, используя исторические факты
Как преодолеть возникшие трудности при выполнении заданий части 3? 1.«Оживление» истории, под которым следует понимать не только изучение характерных черт эпохи, но и их влияние на жизнь различных слоев населения: от глав государства до его граждан. Это поможет учащимся в выполнении задания С3.задания С3. 2. Выполнение задания С5 требует длительной и систематической работы в процессе которой формируется умение обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала
Изменений в структуре экзаменационной работы, по сравнению с 2012 г. не произошло. С целью повышения эффективности проверки задания В8 изменена его структура: при его выполнении теперь нужно указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин. Задания на систематизацию исторической информации В2 и В3 переведены из базового в повышенный уровень сложности. КИМ 2013 г.