Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности
Поведение человека в течение всей жизни характеризуется наличием мотивов. Мотивы-это то,что побуждает человека к деятельности,то ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, увлечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивы могут быть следующими: Социальные; Моральные Эстетические Познавательные Творческие Материальные Престижные
Усиление мотивациии к изучению английского языка Под мотивацией мы понимаем такую внутреннюю энергию человека, которая позволяет ему начать активные действия, в ситуации, в которой он обычно бездействует.
Уровень владения учителем основными методами мотивации. Эмоциональные методы- поощрение, порицание, учебно- познавательная игра, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные методы мотивации- опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, мозговая атака, побуждение к поиску альтернативных заданий. Волевые методы мотивации- предъявление учебных требований, самооценка деятельности,рефлексия поведения, формирование ответственного отношения к учению.
Проблема мотивации учения Проблема учения мотивации представляет собой в сущности проблему превращения объекта обучения в субъекта учебной деятельности. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы необходимо довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Важно также снизить значимость неценных мотивов, или, иначе «антимотивов».
Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности: -содержание учебного материала; -организация учебной деятельности; -стиль педагогической деятельности учителя; -коллективные, групповые формы учебной деятельности; Оценка учебной деятельности школьника в сравнительной динамике.
Мотивационный цикл, наполненный психологическим содержанием каждого этапа урока в школе 1 этап. Возникновение мотивации. 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. 3 этап. Мотивация завершения.
Возникновение мотивации 1. Зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений 2. Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности 3. Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность
Подкрепление и усиление возникшей мотивации. На этом этапе целесообразно активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Зависимость мотивации от знания того, как учиться, обратной связи по ходу обучения Неясность в представлениях в ходе обучения порождает отрицательные эмоции и неуверенность Мотивация связана с целями людей. Люди мотивируют себя только значительными целями.
Виды мотивации изучения иностранного языка; Внешняя мотивация –широкая социальная мотивация Внутренняя- мотивация, связанная с перспективным развитием личности; Коммуникативная мотивация; Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью (операционно-деятельная)
Дальнейшая стратегия усиления мотивации Мотивация усилится, если вы осуществите следующее: Осознаете свой тип мотивации (негативный- позитивный ) и сможете его учесть в своей деятельности Соедините обучение с позитивными эмоциями Создадите систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения Поставите четкие цели обучения и соотнесите языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями.
Дальнейшая стратегия мотивации Осознаете, с какими ценностями связано обучение и усилите его значимость. Преодолеете ограничивающие вас убеждения и создадите систему поддерживающих. Определите, как конкретно знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие (личностно-ориентированное обучение) Превратите мотивацию в систему.
Заключение Таким образом, учителю самому необходимо оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Чтобы вызвать интерес учащихся к языковому материалу, надо организовать работу над этим материалом так, чтобы обучаемые видели речевую перспективу его применения. Желаемый педагогический эффект достигается в большей мере в результате большой активности учащихся. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у школьников достижения успеха. Эффективность учебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны.