Возрастные особенности учащихся второго класса
Активное освоение учебной деятельности. Развитие познавательной рефлексии начало оценивания причин своих достижений и неудач. Острое желание быть успешным в учебе, равнозначное желанию быть любимым и хорошим. Приобретение навыков действовать по образцу: снижение творческих способностей, стремления фантазировать.
Активное развитие воли ребенка : учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей Начинают формироваться произвольные внимание и память: для длительной концентрации требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации); внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента; устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но возникает более личностное отношение к нему, стремление к общению на переменах, прогулках.
У некоторых детей может наблюдаться сильное стремление к лидерству, начинается соперничество между ребятами. Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников. Постепенно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но пока это дается с трудом.
Тенденция к снижению самооценки: «Я нехороший, потому что плохо пишу или читаю»; «Очень огорчаю родителей своими неудачами»
Ребенок начинает осознавать свою роль в семье. Оценивать отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
Советы родителям детей со страхами неудачи
Начтите с себя. Скажите себе: «Я – хороший родитель, раз у меня такой замечательный ребенок. Я все делаю настолько хорошо, насколько могу, Человек не может во всем преуспеть». Научитесь искусственно создавать и демонстрировать ребенку ситуации, в которых вы несовершенны. Увидев, что мама и папа допускают промахи, ребенок и себе даст право на ошибки.
Правильно реагируйте на оплошности детей. Не следует говорить: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит: «Это страшно, волнуйся». Эффективно пользуйтесь позитивной лексикой с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «В следующий раз все сделаешь правильно»… Найдите, за что похвалить переживающего ребенка: «Ошибся, зато аккуратно и красиво написал. Видно, как ты старался»
Научите малыша поиску причин ошибки, формированию опыта, который они дают: «Может быть, это произошло, потому что ты перепутал лево и право, подумай сам». Отмечайте ценность ошибок, их обучающее воздействие. Можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить»
Справляйтесь с собственным стремлением к опеке: детям показана самостоятельность в соответствии со своим возрастом. А главное – всегда помните о том, что детям полезно много смеяться и иногда совершать необдуманные поступки. В общем, к их «правильности» нужно добавить щепотку непослушания, крупинку непокорности, чуточку шаловливости.
Создатель презентации: педагог-психолог высшей категории Вахрушева Лидия Анатольевна Желаю удачи!