Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Вопросы, предлагаемые для обсуждения: 1. Каковы цели и задачи изучения русского языка в основной школе? 2. Какие составляющие компетентностного подхода актуальны при изучении русского языка? 3.Важнейшие условия формирования функциональной грамотности. 4.Взаимосвязь и интегрирование содержательных линий в учебном процессе. 5.Личностные и метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку. 6.Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку.
Цели и задачи изучения русского языка Воспитание уважения к русскому языку Освоение знаний об устройстве языковой системы Овладение русским языком как средством общения (акцент на общеучебных умениях и универсальных учебных действиях) Овладение культурой устной и письменной речи
Компетентностный подход к изучению русского языка (достижение метапредмет- ных и предметных целей обучения) Составляющие компетентностного подхода Коммуникативная компетенция Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции Культуроведческая компетенция
Условия формирования функциональной грамотности. Функциональная грамотность – способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать Коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка Нацеленность на метапредметные результаты обучения
Взаимосвязь и интегрирование содержательных линий в учебном процессе. Содержательные линии обеспечивают формирование указанных компетенций Они неразрывно связаны и интегрированы
Личностные результаты освоения программы по русскому языку. Понимание русского языка как национально-культурной ценности Осознание эстетической ценности русского языка Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
Метапредметные результаты освоения программы по русскому языку. Владение всеми видами речевой деятельности Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
Предметные результаты освоения программы по русскому языку. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЯХ ЯЗЫКА И ЕГО РОЛИ УСВОЕНИЕ ОСНОВ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОСВОЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ ЛИНГВИСТИКИ, СТИЛИСТИКИ, ФРАЗЕОЛОГИИ И ДР. ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АНАЛИЗА СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОСОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА