Зам. директора по УВР Варламова Н.В.
Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличался тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. Карл Маркс. Капитал.
Планирование позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитание лицеистов.
направляющая; прогнозирующая; координирующая или организаторская; контрольная; репродуктивная (воспроизводящая).
Планирование воспитательной работы в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержание способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном обществе, предусматривающий действие организаторов и участников намечаемых дел согласно срокам их проведения.
принцип системности; принцип конкретности; принцип оптимальности; принцип диалога; принцип индивидуальности; принцип научности; принцип непрерывности.
Опираясь на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит следующую информацию: наименование планируемых дел; дату и время их проведения; фамилии организаторов проводимых мероприятий.
1. Определение порядка – сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе. 2. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса. 3. Моделирование образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем. 4. Коллективное планирование. 5. Уточнение, корректировка и конкретизация педагогического замысла, оформление класса воспитательной работы.
Неформальное проведение анализа; Анализ должен иметь четкую структуру и осуществляться согласно определенным научно- методическим принципам (см. Журнал классного руководителя); Аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанными критериально- аналитическим аппаратом. Классный руководитель должен учитывать спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса.
Описательный подход. Принцип что вижу, о том и пою. Полярно-оценочный подход. Анализ положительных и отрицательных моментов и результаты учебно- воспитательного процесса. Вскрытие причин негативных и позитивных явлений в жизнедеятельности класса. Системный подход. Целостный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств, результатов деятельности и воспитательных отношений Проблемный подход. Выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.
Личностно ориентированный подход. Акцент аналитической деятельности делается на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивидуальных особенностей лицеистов; личностные достижения учащихся; формирование в классе и лицее благоприятной среды для развития учащихся; функционирование системы медико- психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития лицеистов.
анализ реализации целей и решения задач; анализ основных событий и педагогических ситуаций; критериально-ориентированный анализ. Этапы аналитической деятельности классного руководителя: 1) подготовительный 2) основной 3) рефлексивный
Образ класса - совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются: Образ учащегося класса; Образ жизнедеятельности классного сообщества, построение в нем деятельности общения и отношений; Представление о внешних связях и отношение класса, о его месте и роли в лицейской общности.
Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление совместной деятельности (туристско- краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культуры и т.п.) может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Успешный классный руководитель использует разнообразные виды и формы деятельности. выделяет один системообразующий спектр, с его помощью формируетлицо классного коллектива.
Общий сбор-старт; Конкурс на лучшее предложение в план; Анкеты предложений; Разведка дел и друзей (библиотека, микрорайон, родная природа); Изготовление молний с предложениями к плану (для обсуждения); Новые методы и приемы: Аукцион идей и предложений; Копилка ( фонд, банк, почтовый ящик) идей и предложений; Журнал-эстафета.
I. Сбор-старт коллективного планирования. II. Консультации с знающими людьми. III. Разведка дел и друзей. IV. Защита идей и предложений в годовой план. V. Составление плана жизнедеятельности класса. VI. Рефлексия итогов коллективного планирования.
1. Анализ воспитательной работы за 2010/2011 учебный год. 2. Цели и задачи воспитательной деятельности на 2011/2012 учебный год. 3. Основные направления и дела классного сообщества. 4. Индивидуальная работа с учащимися. 5. Работа с родителями. 6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.