Регулятивные универсальные учебные действия - обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция
Целеполагание: удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Планирование: планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
Прогнозирование: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
Контроль: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»); осуществлять пооперационный контроль оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого;
Коррекция: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
Оценка: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Саморегуляция: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека
Результат формирования - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию при выполнении конкретной задачи (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий для реализации цели.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; «ищу ошибки»; листы самооценки и самоконтроля; диспут; заучивание материала в классе наизусть; КОНОП (контрольный опрос на определённую проблему
При работе с текстом можно использовать такие задания как: составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»; контрольные задания, в том числе тестового характера;
При подготовки устного/письменного монологического и диалогического высказывания регулятивные универсальные умения формируются при выполнении следующих заданий: составление плана как последовательности речевых действий технология «Европейского Языкового Портфеля» (З. Н. Никитенко)