1.Какую часть речи мы изучаем? 2.Расскажите, что же такое имя существительное? 3.Назовите шипящие. 4.Какое правило о шипящих на конце существительных вы знаете? 5.Посмотрим сказку о шипящих на конце слов в ж. и м. роде.
о Мягком Знаке Сказка
Моя ночЬ,вещЬ и рожЬ, Моя дочЬ, печЬ, брошЬ, Мои дорогие, красивые, Вам нужна моя помощЬ, Любимые! Прочитайте слова с мягким знаком на конце слова.
Растрогались добрые существительные ЖЕНСКОГО рода, оканчивающтеся на Ч, Щ, Ж, Ш и согласились дружить с Мягким Знаком.
Мой товарищ, врач, скрипач, Ключ, гараж, кумач и грач! Хочу я с вами поиграть, Хочу в конце у вас стоять! Прочитайте слова, оканчивающиеся на шипящие.
Но сильные существительные МУЖСКОГО рода не захотели терять свою твёрдость. Они сказали Мягкому знаку: « Пожалуйста, никогда не приставай к нам».
ь реч_ мяч_ доч_плащ_ стриж_ мыш_ ь ь
Так запомним род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.
Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – прогнулся. Руки в стороны развёл. Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать.
Вечереет. Из-за туч? Солнце шлёт последний луч?. Скоро всё укроет ноч?. За окном не слышен грач? Тиш? спустилась среди дач?. Дремлет ёж?, уснула мыш?. Засыпай и ты малыш?.
Вечереет. Из-за туч Солнце шлёт последний луч. Скоро всё укроет ночь. За окном не слышен грач. Тишь спустилась среди дач. Дремлет ёж, уснула мышь. Засыпай и ты,малыш.
1.Пожарище-2скл.,ед.ч. пожарища-мн.ч. пожарищ-Р. п. 2.Жилище –2 скл., ед.ч. Жилища-мн.ч. жилищ-Р.п.
товарищМ.р.? помощ ь ь?Ж.р. задачь? мн.ч. Р.п.
На конце существительных мужского рода, единственного числа, в именительном падеже: грач, плащ, марш. У существительных женского и среднего рода в родительном падеже, множественном числе: туч, рощ, зрелищ.
Образовать Р.п. мн. ч. Существительных. Туча, жилище, свеча, чаща, крыша, дача, кожа, удача, училище, лужа, роща, полчища, плечо, груша, встреча. 20
Нет (чего?):туч,жилищ,свеч, чащ, крыш, дач, кож, удач,училищ, луж, рощ, полчищ,плеч, груш, встреч. Нет (чего?):туч,жилищ,свеч, чащ, крыш, дач, кож, удач,училищ, луж, рощ, полчищ,плеч, груш, встреч.
Вд…ли св…ркает горный ключ (?), Сб…гая с каменной стремнины. Оделись пеленою туч (?) Кавказа спящие в…ршины... А. Пушкин 22
Вдали сверкает горный ключ_ (2 скл.), Сбегая с каменной стремнины. Оделись пеленою туч_ (1 скл.) Кавказа спящие вершины... А.С.Пушкин 23
1.Врач?, пастбищ?, шалаш?, этаж?. 2.Мыш?, рощ?, помощ?, рож?. 3.Чащ?, туч?, встреч?, сторож?. 4.Луч?, ключ?, калач?, вещ?. 5.Полноч?, жилищ?, роскош?, желч?. 6.Туч?, стрельбищ?, радиопередач?, чертеж?. 24 Проверка
1.Лучи солнца, выгл…нувшего из-за туч?, осв…тили мес…ность. 2.Приехали врачи для осмотра училища. 3.Долго не было радиопередачи. 4.Брат имеет взрослых дочерей. 5.Чтобы закончить ч…ртежи, нужны цветные к…р…ндаши. 6.С…лдаты возвращались со стрельбища. 25 Спишите, меняя число у подчеркнутых существительных.
1.Пастбищ – Р.п. мн.ч.,2скл. 2.Рощ – 1 скл., мн.ч., Р.п. 3.Сторож – 2 скл. 4.Вещь – 3 скл. 5.Жилищ – 2 скл., ср.р., мн.ч., Р.п. 6.Чертёж - 2 скл., м.р. 26
1.Луч солнца, выглянувшего из-за туч осветил местность. 2.Приехал врач для осмотра училищ. 3.Долго не было радиопередач. 4.Брат имеет взрослую дочь. 5.Чтобы закончить чертёж, нужен цветной карандаш. 6.Солдаты возвращались со стрельбищ.
С группа. с группа-списать,подчеркнуть слова с шипящей. с группа(списать).
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Молодцы!