Идейное своеобразие пьесы А.Н.Островского «Бесприданница». Искушение-лейтмотив драмы.
Цели: показать учащимся, что мотив искушения является лейтмотивом; соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения; развивать умение анализировать текст драмы; воспитывать умение противостоять искушению.
Оборудование урока: аудиозаписи или фонохрестоматия текста драмы А.Н.Островского «Бесприданница»; фрагменты фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»; романсы «А напоследок я скажу», «Не искушай меня без нужды».
В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника- мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться…доброго и дурного в людях. В.Лакшин.
В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях». В.П.Буренин.
Первоначальный сюжет драмы Актер М.И.Писарев: «На Волге старуха с тремя дочерьми. Две разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданое. Младшая – тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед. Веселиться, так веселиться, все удается у него. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма».
Кто такая бесприданница во времена Островского? Где происходит действие, когда? Что мы узнали из списка действующих лиц и текста об общественном положении героев? Объясните название пьесы. Ваше отношение к героям? Докажите. Наиболее интересный образ? Кто остался «загадкой»?
Пьеса А.Н.Островского «Бесприданница », 17 октября 1878 года. «ориś 40» «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
Значение имен героев драмы «Бесприданница» Лариса – греч. «чайка» Кнуров – от диал. «кнур» - хряк, кабан, боров. Паратов – сходен с прилаг. «поратый» - бойкий, сильный. Вожеватов – от словосоч. «вожеватый народ» - развязный, беспардонный. Карандышев – от «карандыш» - недоросток, человек с необоснованными претензиями. Харита Игнатьевна – Харитами звали всех цыганок из хора
Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница » Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного. Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?
« Христос в пустыне искушается дьяволом»
В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника-мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться…доброго и дурного в людях. В.Лакшин.
Соблазны, искушения персонажей Островского (Кнурова, Карандышева, Вожеватова, Хариты Игнатьевны) Чем же соблазняется Лариса Огудалова? Почему? Почему Паратову так удается роль искусителя?
Романс на слова Е.А.Баратынского «Не искушай меня без нужды» Каким образом содержание романса соотносится с сюжетом пьесы? Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней!
Видеофрагмент фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»
Кто из современных критиков ближе к замыслу Островского? «Во всем этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство». (В.Я.Лакшин.) «Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев)
Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?
Работа А.Н.Островского над пьесой «Бесприданница» (1878г.)