Литература рубежа веков - серебряный век.
Серебряный век. Это определение введено в 1993 году Н.А.Оцупом ( парижский журнал русской эмиграции «Числа»). В начале 20 в. продолжались традиции реалистической культуры. В отличие от реализма 19 века, представлявшего авторский идеал, воплощенный в каком – либо образе, новая реалистическая литература отказалась от носителя представлений автора.
Особенности реализма 20 века. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на наследие А.с.Пушкина.
Направления и литературные течения 20 века. Серебряный век связан прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм ( от французск. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Цель модернизма – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Автору отводилась роль пророка, прорицателя, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Модернизм: символизм акмеизм футуризм. В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому модернизм отождествляли с декадансом ( от лат. «упадок»). В целом, декадентский пафос противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.
Полемика между реалистами и модернистами. Общее – стремление к красоте и гармонии. Эстетическая борьба: Модернисты верили в божественную, преображающую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками. Их оппоненты резко критиковали такую позицию.
Реалисты: Андреев Леонид Николаевич ( ) Бунин Иван Алексеевич ( ) Максим Горький ( ) Замятин Евгений Иванович ( ) Короленко Владимир Галактионович ( ) Куприн Александр Иванович ( ) Толстой Алексей Николаевич ( ) Толстой Лев Николаевич ( ) Чехов Антон Павлович ( ) Шмелев Иван Сергеевич ( )
Символисты: Декаденты ( от лат. «упадок»): Гиппиус Зинаида Николаевна ( ) Мережковский Дмитрий Сергеевич ( ) В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. В целом, декадентский пафос противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. «старшие символисты»: Брюсов Валерий Яковлевич ) Бальмонт Константин Дмитриевич ( ) «младшие символисты»: Андрей Белый ( ) Блок Александр Александрович ( ) Иванов Вячеслав Иванович ( )
Акмеисты: Ахматова Анна Андреевна ( ) Адамович Георгий Викторович ( ) Гумилев Николай Степанович (1886 – 1921) Мандельштам Осип Эмильевич ( )
Футуристы: Маяковский Владимир Владимирович ( 1893 – 1930) Хлебников Велимир ( Виктор Владимирович) ( ) Северянин Игорь ( ) «Новокрестьянские» поэты: Сергей Александрович Есенин ( ) Клюев Николай Алексеевич ( )
Писатели, не входившие в литературные группировки: Анненский Иннокентий Федорович ( ) Волошин Максимилиан Александрович ( ) Пастернак Борис Леонидович ( ) Цветаева Марина Ивановна ( ) Ходасевич Владислав Фелицианович ( ) Розанов Василий Васильевич ( )
Писатели – сатирики («сатириконцы») Аверченко Аркадий Тимофеевич Саша Черный ( Александр Михайлович Гликберг) Тэффи ( Надежда Александровна Лохвицкая) Агнивцев Николай Александрович Доктор Фрикен ( Самуил Яковлевич Маршак)