ФГОС: как обучать по новому ?
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
4 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология Цель – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ ! СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!
ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами НОВЫЙ СТАНДАРТ – РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ? ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности обучащегося на основе освоения способов действий
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: но и на РАЗВИТИЕ его личности ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности обучащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии
Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 4. Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности) 3. Урок развивающего контроля
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ НОВЫЙ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ 1) 2) УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ 1) 2)
План урока: 1. Зачем мы здесь? 2. Повторяем 3. Самоконтроль (с. р. 1) 4. Ставим цель 5. Сами исправляем ошибки 6. Самоконтроль (с. р. 2) 7. Применяем 8. Подводим итог
Алгоритм исправления ошибок Реши заново Молодец! Проверь правильность записи условия Сравни своё решение с эталоном для самопроверки Условие задания записано верно? да нет Подчеркни место ошибкиНайди шаг в решении, в котором допущена ошибкаОпредели правило, в котором допущена ошибкаЗапиши условие задания верно На каждый тип ошибки выбери из предложенных учителем 2 аналогичных задания и реши их Сравни свою работу с образцом, исправь ошибки и зафиксируй результат Решение совпало? да нет
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ 1) 2) КОНТРОЛЬ и САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНЫХ ПОНЯТИЙ И АЛГОРИТМОВ
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ ДВА ЭТАПА: 1)ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ; 2) АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. ЭТИ ЭТАПЫ ПРОВОДЯТСЯ НА ДВУХ УРОКАХ
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИй ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ (ПРЕДМЕТНОЕ И НАДПРЕДМЕТНОЕ) 1) 2) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком(собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучащегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
NI DUNG 1 Формировать и развивать УУД – значит:
Универсальные учебные действия, выполняемые обучающимися на уроках открытия нового знания Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данных этапах
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3.Выявление места и причины затруднения
П 4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
8.Включение в систему знаний и повторение
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Деятельностный подход к обучению предполагает: сформированность у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Новые цели образования Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных навыков