Организация самостоятельной деятельности учащихся
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ САМОПОДГОТОВКИ Закрепить навыки самообразовательной работы; Воспитать организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность выполнять задания учителей.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время; Задание ученики выполняют самостоятельно; Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем); Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками; Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашних заданий; Отказ от применения каких- либо мер наказания; Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме; Введение в структуру самоподготовки физкультминуток для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Воспитатель не имеет права объяснять материал ребенку, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам возможно при условии выполнения ими своих уроков. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (связь с учителями-предметниками, взаимопосещение уроков).
Методы и приемы воспитательной работы на самоподготовке. Метод организации деятельности и формирование опыта; Метод мотивации и формирования сознания; Метод проблемного изложения; Метод стимулирования Прием самостоятельной работы; Поиска информации; Практической деятельности; Коллективной работы; Переключение на разные виды деятельности.
Структура самоподготовки Инструктаж Самостоятельная работа Организационный момент Самопроверка, взаимопроверка Проверка работы воспитателем Подведение итогов
Организационный момент Организация рабочего места Настрой детей. Постановка цели и мотивация работы. Определение времени на каждый предмет.
Инструктаж Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы). Работа с памятками. Определение плана выполнения работ по предмету. Разбор домашнего задания
Самостоятельная работа Использование сигнальных карточек. Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам. Контроль со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с учащимися.
Самопроверка и взаимопроверка Использование памяток. Сверка с образцом, правильным ответом на доске. Повторение правила. Исправление недочётов, ошибок в работе. Подключение к работе консультантов
Проверка работы воспитателем Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).
Подведение итогов самоподготовки Общая оценка работы группы. Проведение рефлексии. Организация выставки работ. Похвала, поддержка слабого ученика.
Проблемы!!! ДЕТИ: Не хватает времени на приготовление всего д./з. Большой объем д/з. Усталость, шум в коридорах. Трудности в заучивании наизусть и работе с большими текстами при большом количестве одноклассников. ВОСПИТАТЕЛИ: Недостаточно усвоенный материал на уроке; Большое количество детей на самоподготовке; Нет дифференцированного подхода к учащимся при задании на дом; Не регулярная проверка домашнего задания; Кружки.
Предложения!!! ДЕТИ: Уменьшить объем домашнего задания; Поощрения (спортзал, развлекательные мероприятия, отсутствие задания совсем ). Свободный выход в интернет. ВОСПИТАТЕЛИ: Учителем давать исчерпывающие объяснения по выполнению д./з. Посещать уроки, вызывающие трудности для детей. Больше творческих заданий;
Преемственность начального и среднего звена Умение организовать рабочее место Выдерживать темп и временные нормы по предметам Сознательное отношение к самоподготовке Владение навыками само – и взаимоконтроля Компетентность владения знаниями и умениями, полученными в начальной школе
Взаимосвязь воспитателей с педагогами Информированность о домашнем задании; (тетради взаимосвязи, нет системы в заполнении) Методические указания воспитателю; (бывают, но очень редко) Соотношение устных и письменных предметов; (системы нет, изменения в расписании) Объем и характер учебных заданий (объем разный, нет дифференциации) Взаимопосещение уроков и самоподготовки (загруженность, режим)
Рекомендации родителям Выбор дня (лучше суббота); Выбор времени и распределение времени на предмет Регламент предметов (сложные предметы – выполнять первыми); Контроль и помощь; Самопроверка, обязательная проверка родителями; Пересказ устных предметов; Самостоятельность и помощь только при необходимости – главное условие правильной организации самоподготовки дома.