1 Как составить рабочую программу учебного курса? (методические рекомендации)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Advertisements

Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Как составить рабочую программу учебного курса? Методические рекомендации.
Рабочая программа учителя-предметника. Основные документы, определяющие требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования Государственный.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Как составить рабочую программу курса? Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г. Комсомольск-на-Амуре 2010 г.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ Лахно М.А.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Особенности разработки рабочих программ по предметам в условиях введения ФГОС (Методические рекомендации) МБОУ СОШ 3 Вебер Е.Н. зам.директора по НМР.
Разработка рабочих программ по предмету (курсу) (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя) 2013.
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Транксрипт:

1 Как составить рабочую программу учебного курса? (методические рекомендации)

2 Основные документы, определяющие требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования Государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компоненты); Базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам; Типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана. На основе приведенных документов школа составляет собственную образовательную программу. Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения.

3 ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И КАКОВЫ ЕЕ ВИДЫ К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа», «рабочая программа учебного курса».

4 Примерная (типовая) учебная программа Документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Минобразования и науки РФ и носит рекомендательный характер Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

5 Авторская программа Документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

6 Рабочая программа Это нормативно - управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине. Это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса, имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

7 Что учитываем при составлении рабочей программы требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательный минимум содержания учебных программ; максимальный объем учебного материала для учащихся; требования к уровню подготовки выпускников; объем часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, практикумы, исследовательскую и проектную деятельность в каждом классе; познавательные интересы учащихся; цели и задачи образовательной программы школы; выбор педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

8 Структура учебной программы 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Требования к уровню подготовки учащихся; 4. Содержание программы учебного курса (содержание обучения); 5. Учебно-тематический план (поурочно- тематический); 6. Средства контроля; 7. Учебно-методические средства обучения; 8. Приложения

9 1. Титульный лист наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы.

10 Титульный лист

11 2. Пояснительная записка название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения); изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование (какой раздел дополнен новыми темами; почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему; перераспределено количество часов внутри раздела, темы; изменена последовательность изучения учебного материала); межпредметные связи изучения предмета; особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе (количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований); особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков; учебно-методический комплект

12 3. Требования к уровню подготовки учащихся Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования (разрабатываются учителем для каждой темы учебного курса). В данном блоке рабочей программы следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», «Формирование компетенций».

13 4. Содержание учебного курса Структурный элемент рабочей программы, включающий толкование (учебный материал, который изучается в обязательном порядке и в порядке ознакомления) каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Содержание обучения (что учить?) определяет основные блоки, разделы, темы программы. Структура является формой представления дисциплины как целостной системы, при этом материал становится обозримым, определяются внутренние связи учебного материала в структуре всей программы.

14 5. Учебно-тематический план (поурочно-тематический) Структурный элемент рабочей программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия, контроль знаний обучающихся). Составляется в виде таблицы. При заполнении поурочно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы содержания обучения рабочей программы, поурочно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

15 Учебно-тематический план (поурочно-тематический)

16 6. Средства контроля Данный структурный элемент Рабочей программ включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей- результатов обучения.

17 7. Учебно-методические средства обучения Используемый перечень учебно- методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы».

18 8. Приложения Глоссарий (понятийный аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и формирует компактное представление о курсе в целом (при необходимости). Содержание итоговых форм контроля, приведенных в календарно-тематическом планировании; итоговые формы контроля могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам; Лабораторные (практические) работы; Тексты проверочных, самостоятельных работ (при необходимости); Списки тем рефератов, эссе, проектов, курсовых, творческих, исследовательских работ и т.д.; Методические рекомендации.

19 КЕМ РАССМАТРИВАЕТСЯ И УТВЕРЖДАЕТСЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Обсуждение и согласование на заседаниях кафедр (методических объединений); Процедура получения экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по научно-методической работе; Рабочая программа согласуется с руководителем ОУ до начала учебного года (август); Все Рабочие программы утверждаются приказом директора Учреждения наряду с образовательной программой до 1 сентября текущего учебного года.

20 КАКОВЫ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ. Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. ?

21 КАКОВЫ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников. Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы. ?

22 КАКОВЫ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения. Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ. ?

23 КАКОВЫ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой. Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы. ?

24 КАКОВЫ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 10. Создать контролирующие материалы. Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре. ?

25 Литература Как составить рабочую программу учебного курса? / Н.Л. Солянкина. Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с. Методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных дисциплин базисного учебного плана образовательного учреждения – Издательство: Учебно- методический центр, г. Серпухов, – 10 с.

26 СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!