Постепенно храм начинает приобретать силы и расширять свои владения, принимая форму квадрата. Территория монастыря начинает увеличиваться путём приобретения земельных участков у местных владельцев.
Замечательным сооружением в монастыре была школа /вход в неё был с ул. Вятской/. В школе обучались 150 девочек, в основном, из крестьянских семей. Обучение вели учительницы, окончившие институт благородных девиц. В ней преподавали Закон Божий, арифметику, письмо.
Много ходило сказов по русской земле о чудодейственной силе иконы. Одна из них – икона Божьей Матери «В скорбех и печалех утешение», которая прославилась способностью исцелять больных.
В 1863 году из Афонского Пантелеймонова монастыря в обитель была прислана икона Божьей Матери «В скорбех и печалех утешение». Икона начала творить чудеса – исцелять людей от недугов. Первым, кто почувствовал на себе чудо исцеления, был художник – иконописец Владимир Неволин. В течении 18 лет он безмолвствовал. Однажды, подойдя к иконе и помолившись, он обрёл дар речи.
Молва быстро разнесла новость по округе. В Христорождественский храм стали приходить люди в надежде на исцеление. А перед иконой продолжали совершаться чудеса: больных на руках заносили в храм, обратно они выходили самостоятельно. Когда пришло время обратно отправлять икону в Афон, у людей, по словам очевидцев, было такое чувство, «как будто похоронили кого-либо самых близких сердцу». Спустя некоторое время иконописец Владимир Неволин выполнил точный список с иконы Божьей Матери «В скорбех и печалех утешение» и икона была помещёна в храм. Слобожане продолжали верить в чудодейственную силу исцеления… Рождественская улица. Женский монастырь.
Монастырь просуществовал до 1920 года. С приходом Советской власти его постигла участь всех святынь – закрытие.
В среде краеведов бытует мнение, что с 1936 по 1941 год на территории Христорождественского монастыря существовала разведшкола. В ней обучалась группа из 15 человек, которые жили в отдельном общежитии. Они прошли обучение парашютному спорту, имели военную специальность. Ещё одним подтверждением является то, что по легендам города Слободского, Христорождественский монастырь имеет сеть подземельных ходов, через которые можно выйти на поверхность в любой части города и даже за её пределами…