Особенности обучения в условиях дифференциации
Природосообразная основа для дифференцированного обучения Это – включение в работу с детьми специальных приёмов и способов, соответствующих закономерностям развития детей, их индивидуально- психологическим особенностям (функциональная асимметрия полушарий, половые и возрастные особенности и т.д.)
Дифференциация обучения на основе гендерного подхода Мальчики Девочки
Наиболее приемлемы для девочек Объяснительно-иллюстративный метод Репродуктивный метод Академическая подготовка к уроку Задания на: механическое запоминание вербальные способности исполнительскую деятельность прилежание сотрудничество и т.д.
Наиболее приемлемы для мальчиков Проблемный метод Эвристический метод Исследовательский метод Творческая деятельность Переоткрытие открытий Решение пространственных задач Ориентация на практическую информацию и т.д
Методы и приёмы обучения Для правополушарных учеников: Дедукция Синтез Образ (гештальт) Оперирование пространственными связями Образные представления и т.д.
Методы и приёмы обучения Для левополушарных учеников: Индукция Анализ Усвоение формул и грамматических конструкций Выявление различий Конструирование и т.д.
Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика Поленезависимый- рефлексивный Поленезависимый- импульсивный Полезависимый- импульсивный Полезависимый- рефлексивный
Проявления когнитивного стиля – ПЗ - И Ответы непродуманные, поспешные. При самостоятельной работе с учебником склонен игнорировать важные, но менее заметные детали. Пересказывая учебный материал, если дома работал с учебником, зачастую чётко не проговаривает основные моменты, говорит много лишнего, в чём сам может запутаться. При объяснении учителем учебного материала склонен предугадывать и озвучивать ход его мыслей. Лёгкие задачи решает быстро, трудные тоже достаточно быстро, но часто неверно. Недостаточно внимательно читает условия задачи. При получении информации чаще переспрашивает и запрашивает дополнительную информацию. Самостоятельно получить знания из эксперимента не может.
Проявления когнитивного стиля – ПН - И Ответы непродуманные, поспешные. При самостоятельной работе с учебником акцентирует внимание на важных деталях. Пересказывая учебный материал, если дома работал с учебником, чётко выделяет основные моменты. При объяснении учителем учебного материала склонен предугадывать и озвучивать ход его мыслей. Лёгкие задачи решает быстро, трудные тоже достаточно быстро, но часто неверно. Недостаточно внимательно читает условия задачи. При выполнении учебных заданий в группе стремиться руководить. При получении информации чаще переспрашивает и запрашивает дополнительную информацию. Способен самостоятельно сделать выводы из эксперимента.
Проявления когнитивного стиля – ПН - Р Тщательно и долго обдумывает ответ, поступает осторожно. При самостоятельной работе с учебником акцентирует внимание на основных деталях. Пересказывая учебный материал, если дома работал с учебником, зачастую чётко выделяет основные моменты, ответ связный, логичный. При объяснении учителем учебного материала старается понять ход его мыслей, но записывает только важные моменты или не записывает ничего. Лёгкие задачи решает быстро, трудные - медленно. Внимательно читает условия задачи, без особого труда находит ключ к решению. Задачи склонен решать самостоятельно, успешно решает задачи по аналогии. При выполнении групповых заданий склонен брать инициативу в свои руки. Способен самостоятельно сделать выводы из эксперимента.
Проявления когнитивного стиля – ПЗ - Р Тщательно и долго обдумывает ответ, поступает осторожно. При самостоятельной работе с учебником склонен игнорировать важные, но менее заметные детали. При объяснении учителем учебного материала старается понять ход его мыслей и записать (часто всё подряд). Лёгкие задачи решает достаточно быстро, трудные – медленно. Старается внимательно прочитать условия задачи, но даже при этом может не найти в тексте наиболее значимый для решения момент. При выполнении самостоятельных работ часто не успевает выполнить всё задание. Самостоятельно получить знания из эксперимента не может.
Методические особенности обучения детей – ПН - И Особенности учебной деятельности Рекомендации по организации учебного процесса Восприятие аналитично, выделяют существенные детали. Активные участники учебного процесса, но вследствие импульсивности делают много ошибок. Проблемно-поисковые и индуктивные методы, но свобода познавательной деятельности должна быть ограничена руководством учителя. Сравнительно легко происходит перенос знаний и умений Задания и вопросы, требующие глубинного понимания. При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок. Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения.
Методические особенности обучения детей – ПН - Р Особенности учебной деятельности Рекомендации по организации учебного процесса Восприятие аналитично, выделяют существенные детали. Активные участники учебного процесса, делают мало ошибок. Как можно больше свободы и самостоятельности. Проблемно- поисковые и индуктивные методы обучения. Легко происходит перенос знаний и умений, образование навыков. Задания и вопросы на глубокое понимание, особенно в связи с прошлым материалом (генерализация). Способны адекватно оценивать учебную ситуацию. Задания могут быть на любое количество действий.
Методические особенности обучения детей – ПЗ - И Особенности учебной деятельности Рекомендации по организации учебного процесса Не могут выделить существенные детали. Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты. В процессе обучения пассивны, труднее происходит перенос знаний и умений. Преобладают репродуктивные методы обучения. При решении сложных задач резко увеличивается число ошибок. Использовать одношаговые задания и вопросы при эвристических методах обучения.
Методические особенности обучения детей – ПЗ - Р Особенности учебной деятельности Рекомендации по организации учебного процесса Не могут выделить существенные детали. Нужно сразу обрисовать существо изучаемого явления, выделить основные моменты. Пассивные участники учебного процесса, трудно происходит перенос знаний, но рефлексивность даёт им больше осмысленности, глубины понимания. Сочетание проблемно- поисковых методов обучения с репродуктивными. Способны адекватно оценивать учебную ситуацию. Задания могут быть на любое количество действий.
Разные формы уроков Разные виды деятельности учащихся Работа разной сложности Содержание материала Применение комплекса приёмов Работа всвоём темпе Индивидуализация и дифференциация обучения