Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения русского языка и литературы русского языка и литературы
«Цель обучения – научить обходиться без учителя» (Эльберт Хаббард)
Технология РКМЧП Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер В России в 1997 году : М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др В России в 1997 году : М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологиитехнологии
Сущность ТРКМЧП : система конкретных методических стратегий и приёмов, система конкретных методических стратегий и приёмов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией направленных на развитие критического мышления у учащихся направленных на развитие критического мышления у учащихся
Критическое мышление один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику
Специфика технологии учебный процесс строится на научно- обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации учебный процесс строится на научно- обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены (приемы и методы) фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены (приемы и методы) стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности
Образовательные результаты Т РКМЧП умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др. умение сотрудничать и работать в группе и др.
Концептуальные особенности ТРКМЧП: целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни «присваивается» не «готовое» знание, а своё, которое рождается в процессе обучения умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте
Фазы урока урока ВызовОсмыслениеРефлексия
Вызов: Воспринимаем информацию Приемы: Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Продвинутая лекция Зигзаг
Вызов: Прогнозируем Приемы: Верные – неверные утверждения «Дерево предсказаний» Кластер
«Дерево предсказаний» Что мы узнаем из данного текста? Вариант 1Вариант 2Вариант 3
Приемы: Чтение с остановками Чтение с остановкамиЧтение с остановкамиЧтение с остановками Чтение с пометками (INSERT) Чтение с пометками (INSERT)Чтение с пометками (INSERT)Чтение с пометками (INSERT) Двойной дневник Двойной дневникДвойной дневникДвойной дневник Осмысление: Работаем с текстом «Что это значит для меня?» «Зачем мне это нужно?»
Прием «Чтение с остановками» Примерные вопросы По названию предположите, о чем будет рассказ? По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной Какие события могут произойти в описанной обстановке? обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа? Что будет с героем после событий рассказа?
Прием «Чтение с пометками INSERT». V+-? Я это знал Новое для меняЯ думал иначе ИнтересноНепонятно Нужно разобраться
Прием «Двойной дневник» Фразы из текста, которые произвелинаибольшеевпечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? ТекстТекст
Кластер Понятие
Кластер «Чем опасно потребительское отношение к природе?» Что потребляют люди? воду лес воздух Чем опасно ? Чем Чем
Осмысление: Задаем вопросы Видывопросов Простой уточняющийоценочныйтворческийИнтерпре- тирующий Практи- ческий
Рефлексия: ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ «Присвоение» знания и умения: Эссе Синквейн Письмо по кругу Письмо
Синквейн 1. 1 сущ. (тема) 2. 2 прил. (раскрывают тему) 3. 3 глагола (действия по теме) 4. предложение (отношение к теме) 5. слово-резюме (синоним темы)
Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза » Катерина Вольнолюбивая, протестующая Вольнолюбивая, протестующая Любит, страдает, верует Страшный вызов самодурной силе «Луч света» …?
А. Платонов « Юшка» Напишите письмо Юшке Напишите письмо Юшке от имени одного из односельчан, в котором он мог бы попросить прощения у героя за свое равнодушие. от имени одного из односельчан, в котором он мог бы попросить прощения у героя за свое равнодушие.
Анализ занятия по технологии РКМЧП: Сохранилась ли модель «Вызов – Осмысление – Рефлексия»? Сохранилась ли модель «Вызов – Осмысление – Рефлексия»? Как учитель выстраивает взаимоотношения с обучающимися? Как учитель выстраивает взаимоотношения с обучающимися? Насколько обоснованы выбранные приемы работы с информацией? Насколько обоснованы выбранные приемы работы с информацией? Как выражаются у обучающихся навыки работы в парах, группах? Как выражаются у обучающихся навыки работы в парах, группах?
Обратная связь Карта деятельности ученика Карта деятельности ученика Карта