Содержание,задачи и освоение образовательной области «ТРУД» Вторая младшая и Средняя группы
Содержание образовательной области « Труд» « Труд» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников; воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижении цели формирования положительного отношения к труду. Работа ведется по развитию: трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Интеграция с другими областями:
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности) «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых) «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей) «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)
Реализация образовательной области «Труд» осуществляется в совместной, самостоятельной деятельности, во всех режимных моментах с детьми 2-7 лет
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Представления о трудовой деятельности Первоначальные представления о со- держании, способах выполнения отдельных микропроцессов, и целостных процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за внешним видом, поведением за столом во время приема пиши и т. д. Отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а также предметах, используемых детьми в самообслуживании. Знание назначения этих предметов, способов использования и гигиенических правил обращения, особенностей строения и назначения частей.
Познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. Правильно называть процессы самообслуживания, узнавать их на картинках. Понимать, а затем и употреблять в речи точные названия действий. Совместно со взрослым оценивать качество полученного результата и исправлять ошибку; уметь предложить и оказать помощь сверстнику. Отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику.
Отношение к труду Испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов по самообслуживанию, чувство радости от достигнутого результата. Стремиться к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость, освобождение их от необходимости полного обслуживания ребенка. Бережно относиться к вещам личного пользования, не отдавая их другим и не используя чужие. Соблюдать гигиенические правила поведения за столом при напоминании и внешнем контроле. Радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной прическе, испытывать отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной и рваной одежды, непричесанных волос. Учиться пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи; благодарить словом, улыбкой, жестом.
Представления, познавательные, речевые, трудовые и игровые умения В ходе собственной трудовой деятельности дети могут вычленять цель, предмет труда, трудовые действия, результат в самообслуживании и хозяйственно- бытовом труде, правильно называя их. Уметь устанавливать последовательность в конкретных процессах хозяйственно-бытового труда.
Умеют переносить представления о хозяйственно- бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы (сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких детских вещей и пр.
Умеют проявлять самостоятельность в самообслуживании (умение пользоваться туалетом, тщательно умываться, пользоваться всеми столовыми приборами, одеваться и раздеваться; умение следить за своим внешним видом, устраняя неполадки с небольшой помощью взрослого).
Правильно и симметрично расставлять столовые приборы; наливать достаточное количество воды; намыливать; тереть губкой (тряпочкой), оттирая грязь; споласкивать; выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д.
Испытывать радость от участия в труде, от оказанной взрослому помощи, проявлять добросовестность, ответственность, активность, инициативность в труде. Быть уверенным в своих способностях. Стремиться помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно относиться к результатам чужого труда; уважать умелость и самостоятельность другого человека.