Организация единого режима работы школы с текстовой информацией. Л.В. Кирьякова, заместитель директора по УВР МОБУ «Кулагинская СОШ»
« Определяя читательскую компетентность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности». (Н.Н. Сметанникова) «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». ГОДКол-во стран-участницМесто России
Планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» усовершенствовать технику чтения ; приобрести устойчивый навык осмысленного чтения ; получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения ; овладеть различными видами и типами чтения ; овладеть основными стратегиями чтения текстов разных видов; научиться выбирать стратегию чтения в зависимости от учебной задачи; приобрести устойчивую потребность в чтении как средстве саморазвития.
Задания ГИА-9 на работу с текстовой информацией География Задания 15, 23 – процент выполнения от 27% до 57% Биология Задание С2 – процент выполнения – 25%. Физика Задание 16 (извлечение информации из текста физического содержания) – процент выполнения – 92%; Задание 17 (сопоставление информации из разных частей текста; применение информации из текста физического содержания) – процент выполнения – 81%; Задание 18 (применение информации из текста физического содержания) – процент выполнения – 77%.
Основные читательские умения
Результаты выполнения заданий ГИА-9 по истории (работа с историческим источником (С1-С5)
Этапы режима работы школы с текстовой информацией Этапы реализации режима работы школы с текстовой информацией 1. Этап актуализации проблемы и целеполагания. 2. Этап обучения педагогов. 3. Этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению. 4. Этап реализации единого режима работы школы с текстовой информацией. 5. Этап рефлексии и подведения итогов.
Методологические принципы формирования читательской компетенции: – принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками; – принцип межпредметной интеграции; – принцип диалогичности при работе с текстом; – принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению; – принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами; – принцип непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности между ступенями образования; – принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей; – принцип оптимального соотношения технологического и культурно-символического аспектов обучения.
Результаты мониторинга техники чтения (4 класс)
Результаты мониторинга навыков осмысленного чтения (работа 2, 5 класс) Средние показатели выполнения заданий разных типов.
Компетентный читатель (по Н.Н. Сметанниковой): обладает набором познавательных (когнитивных), коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных, методологических, позиционных, критических, рефлексивных и других качеств; владеет методами рефлексивного мышления; владеет регулятивными умениями; владеет информационными и компьютерными технологиями.
Благодарю за внимание !