Милютина Н.В. МОБУ « СОШ 7» г Соль-Илецк Методические рекомендации для учителя по отбору ЭОР и ЦОР для организации пропедевтической подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку и литературе в формате ГИА, ЕГЭ
Экзамены в формате ГИА и ЕГЭ предполагают решение учебных задач, требующих применения общеучебных (универсальных) действий и предметных умений комплексного языкового и смыслового анализа текста -умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное -аргументировать свою точку зрения - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей
Пропедевтическая подготовка предполагает формирование системы предметных (собственно лингвистических) умений и универсальных учебных действий.
Рассматривая образовательные задачи с позиции ученика, можно выделить: Комплексные предметные умения языкового (лингвистического) анализа текста (умение выделять лингвистические явления в соответствии с поставленной задачей): - в тестах для проведения ГИА (В1-В14): выпишите слово с определенной орфограммой, укажите номер запятой на соответствующее пунктуационное правило -в ГИА выбор 1 варианта из предложенных 4 предполагает смысловой анализ текста.
Смысловой анализ текста (умение понимать основной смысл текста): -в заданиях тестов ГИА: задания на понимание основной мысли, аргументации (логики, замысла и т.п.) автора, значения слова в данном контексте, использование тропов (А1-А6) - в тестах ЕГЭ (А29-А31) – вычленение значимых смысловых единиц текста, типы речи, узнавание языковых (лексических) изобразительно-выразительных средств.
Комплекс речевых (коммуникативных) умений -умение строить связное высказывание в соответствии с поставленной речевой (коммуникативной) задачей (сжатое изложение, ответ на вопрос (решение заданной проблемы) -выделять главное и создавать сочинение-рассуждение, выстраивая аргументацию на основе прочитанного текста (9 класс) - выделять тему (предмет речи) и формулировать проблему (проблемы), авторскую позицию как отношение к проблеме текста (требует навыков композиционно-стилистического анализа текста), строить самостоятельное рассуждение в жанре доказательства, используя разные приемы аргументации (личный опыт, произведения искусства) – ЕГЭ, 11 класс, часть С.
Электронные образовательные ресурсы для организации пропедевтической работы по подготовке к итоговой аттестации 1.Тестовые задания А)С выбором 1 варианта ответаС выбором 1 варианта ответа Б) Нескольких правильных вариантовНескольких правильных вариантов В) Классификация вариантов ответаКлассификация вариантов ответа Г) Задания, аналогичные заданиям ЕГЭ (часть А)Задания, аналогичные заданиям ЕГЭ (часть А)
Электронные образовательные ресурсы для организации пропедевтической работы по подготовке к итоговой аттестации 2. Речевые умения А) Сжатое изложениеСжатое изложение б) Выборочное изложениеВыборочное изложение в) Изложение с творческим заданиемИзложение с творческим заданием г) Сочинение - рассуждениеСочинение - рассуждение
Электронные образовательные ресурсы для организации пропедевтической работы по подготовке к итоговой аттестации Цифровые образовательные ресурсы Электронные тренажеры по русскому языкуЭлектронные тренажеры по русскому языку 2. Тесты по орфографии и пунктуацииТесты по орфографии и пунктуации
Материалы на DVD и CD: уроки русского языка Кирилла и Мефодия репетитор 1С тесты и др. Интернет-ресурсы: официальный информационный портал ЕГЭ (видеоконсультации) ФИПИ - Грамота.Ру: справочно- информационный портал «Русский язык» - Образовательный видеопортал Использование ИКТ при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ