Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений
« Психическое здоровье» – определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию личности человека
Психическое здоровье: высокое сознание; развитое мышление; большая внутренняя моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности и т. д.
Индивидуальное развитие и психическое здоровье От рождения до 3 лет: навыки произвольного движения; вербальные и невербальные средства самовыражения От 3 до 6 лет: возрастающая самостоятельность; инициатива ребенка; формирование способности устанавливать взаимоотношения; отождествление себя и других с мужским или женским полом От 6 до 13 лет: закрепление ранее приобретенных навыков; развитие нравственного чувства в ходе игр и иного участия в групповой активности; адаптация к внесемейному окружению
От 13 до 19 лет: резкий скачок в физическом развитии (преимущественно половом); конфликт, связанный с будущими ролевыми ожиданиями безоговорочное следование установкам сверстников – исследование и экспериментирование – отход от родителей и развитие собственного стиля, целей, установок Зрелость: наличие планов (брак, дети, работа); приобретение рациональных, реалистичных установок и целей; умение заботиться о других
Типы психических расстройств: бред галлюцинации (затрудняют психическое функционирование, серьезно нарушается восприятие реальности) неврозы личностные расстройства расстройства поведения у детей и подростков некоторые синдромы органических нарушений мозга тревога депрессии
Профилактические меры: 1.Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний 2.Облегчение их тяжести или сокращение длительности 3.Уменьшение их воздействия на трудоспособность
Важно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ребенка следует любить принимать его как самостоятельную личность уважать обеспечивать заботу и питание обеспечивать эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни
Признаки поведения ребенка, на которые необходимо обратить внимание: 1.Проявление необычайно частых для своего возраста вспышек гнева; 2. Частые споры со взрослыми; 3. Активный отказ выполнять требования взрослых или нарушение правил поведения; 4. Совершение таких поступков, которые досаждают другим людям; 5. Обвинение других в своих ошибках или неправильном поведении; 6. Задержка в развитии речи, интеллектуальных умений; 7. Обидчивость; проявление частого негодования; частые обманы или нарушения обещаний; 8. Частые проявления злобы и мстительности; 9. Драчливость; 10. Использование оружия, способного причинить вред другим (клюшка, кирпич и т.п.); 11. Несмотря на запреты родителей, часто допоздна остается на улице; 12. Проявление физической жестокости к людям и животным; 13. Преднамеренное разрушение чужой собственности; 14. Разведение огня; 15. Кража вещей; 16. Пропуски школьных занятий; 17. Трудности в усвоении школьной программы 18. Побеги из дома; 19. Совершение преступлений на виду у жертвы (выхватывание кошельков, сумок); 20. Принуждение к половым отношениям; 21. Частое проявление задиристого поведения.
Признаки суицидального поведения: 1. Приведение своих дел в порядок раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. 4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). 5. Словесные указания или угрозы. 6. Вспышки гнева у импульсивных подростков. 7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома. 8. Бессонница.
Главное, не ставить ребенку диагноз самостоятельно и не записывать его в «ненормальные». Если тревожных признаков слишком много – не ждите, что все рассосется само: в случае, когда решается вопрос о детском здоровье, чем раньше вы примете меры, тем лучше. Со своими опасениями необходимо обязательно обратиться к специалисту – и только к нему. Что делать родителям?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!