Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе
Из опыта работы учителя русского языка и литературы КСШ 1 Заковряшиной Зинаиды Ивановны
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу и родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С. Лихачёв
Неотложной задачей сегодняшней школы стало возрождение духовности.
Моя тема самообразования : «Привитие учащимся интереса к национальной культуре, обычаям, традициям на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе».
Девизом своей профессиональной деятельности считаю слова академика Д. С. Лихачёва:
«Любить свою родину, значит, испытывать нравственную ответственность перед людьми будущего, чьи запросы будут всё множиться и возрастать.»
Считаю, что знакомство детей с фольклорными традициями на уроках представляется первым и необходимым шагом в духовно- нравственном воспитании учащихся.
Необходимо направить интерес сегодняшнего школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовно–нравственной жизни своего народа.
На уроках русского языка способствую развитию творческих способностей, представлений о письменной и устной культуре Руси.
Дети познают житейскую мудрость народа через знакомство с малыми жанрами фольклора : пословицей, поговоркой, загадкой.
Формы и методы работы: 1. Анализ пословицы или поговорки. 2. Как материал для синтаксической пятиминутки. 3. Как материал для карточек при индивидуальной или групповой работе. 4. Как занимательный материал для проектных работ.
Тематика проектных работ: 1. Пословицы о пользе знаний и труда. 2. Осуждение эгоизма, грубости и предательства. 3. Пословицы о товариществе и дружбе. 4. Пословицы о Родине, семье… (и другие)
Иллюстрирование пословиц.
Эта работа с языковым материалом на уроках русского языка способствует формированию духовно-нравственных качеств учащихся.
На уроках литературы иллюстрируем произведения русских писателей, в чьём творчестве присутствуют элементы фольклора.
Интегрированный урок литературы и музыки «Русская песня – душа народа»
Цель урока: Через песню показать историю и вековые традиции народа.
Музыка и текст в песне взаимосвязаны. Чувствуется душа русского человека – широкая, добрая и красивая...
Урок внеклассного чтения «Да это пасха!» по роману И. С. Шмелёва «Лето Господне». Глава «На Святой»
Цель: Познакомить с большим праздником православной церкви и действиями, совершаемыми в этот день.
Внеклассные мероприятия
«Дядюшка Сват - всегда нарасхват»
Цель: Показать духовно – нравственную сторону старинного русского обряда – сватовства.
«Деревенские посиделки»
Цель: Познакомить детей с тем, как проводили долгие зимние вечера наши предки, отдыхая от летних и осенних работ.
Взаимосвязь с музеем
Помочь осознать свою сопричастность со своей малой родиной
Знакомимся с народными традициями
…и домашней утварью
Взаимодействие с библиотекой
Цель: Развить внутренний мир своих учеников, углубить их духовность.
Помочь освоить культуру чувств и понять её значение для человеческих отношений.
Урок – конференция по творчеству В. Шукшина: «Нравственность есть правда».
Урок - знакомство с книжной выставкой в рамках года Семьи.
Сотрудничество с клубом «Общение» при центральной районной библиотеке.
Преемственность поколений.
В своей работе пытаюсь воспитать у учащихся любовь к своей семье, к своему жилищу, к своей школе…
Уверена, что постепенно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, и её культуре.
Именно так: крупица за крупицей, и формируется нравственность человека, вступающего в жизнь.