Любовная лирика А.С.Пушкина. Любовь и поэзия – родные сестры
Цель: увидеть в стихотворениях искренность поэта, глубину и силу его чувств, желание радости, счастья, взаимной любви любимому человеку. Задачи: 1.Познакомиться с любовной лирикой А.С.Пушкина. 2.Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии. 3.Сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня 4.Вызвать интерес к личности поэта 5. Умение любить.
Любви все возрасты покорны, Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны… Ее порывы благотворны… А.С.Пушкин А.С.Пушкин
Что движет Солнце ? Что движет Солнце ?
«я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его – явись хоть второй Пушкин» «я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его – явись хоть второй Пушкин»
Любовь –источник поэзии Любовь - самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Для Пушкина любовь - это предмет высокой поэзии Любовь - самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Для Пушкина любовь - это предмет высокой поэзии
«Здесь нет красноречия. Здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг: все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» «Здесь нет красноречия. Здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг: все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь
На холмах Грузии лежит ночная тьма; На холмах Грузии лежит ночная тьма; Шумит Арагва предо мною. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла, Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна тобою, Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Тобой, одной тобой… Унынья моего Унынья моего Никто не мучит, не тревожит, Никто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. Что не любить оно не может.
« Что это – поэзия, живопись, музыка? « Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно. Где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармонией и выражают разумную речь?» Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно. Где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармонией и выражают разумную речь?» В.Г Белинский В.Г Белинский
Кому посвящал свои стихи А.С. Пушкин? Для вас, души моей царицы, Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал… Рукою верной я писал… «Руслан и Людмила» «Руслан и Людмила»
Марии Волконской Марии Волконской « Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек,с которыми он встречался. В сущности, он обожал только одну свою музу и поэтизировал все, что видел» « Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек,с которыми он встречался. В сущности, он обожал только одну свою музу и поэтизировал все, что видел»
Марии Волконской Марии Волконской "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" (1829 г): …и сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.Любовь оживает не потому, что поэт вспомнил о ней, как о чем – то ушедшем, но она – источник новых переживаний и вдохновений. Она помогает ему создавать необыкновенные по своей силе и лиричности произведения "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" (1829 г): …и сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.Любовь оживает не потому, что поэт вспомнил о ней, как о чем – то ушедшем, но она – источник новых переживаний и вдохновений. Она помогает ему создавать необыкновенные по своей силе и лиричности произведения
Анна Керн в жизни А.С. Пушкина. Стихотворение "Я помню чудное мгновенье…" (1825 г), посвященное первой встрече в доме Олениных с Керн Анной Петровной. Пушкин передает ей это стихотворение в 1825 году.
«Я помню чудное мгновенье» Из этого стихотворения мы можем понять, что любовь для Пушкина является не просто источником наслаждения и радости, но и источником вдохновенья, творческой и жизненной энергии, так как, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой: Из этого стихотворения мы можем понять, что любовь для Пушкина является не просто источником наслаждения и радости, но и источником вдохновенья, творческой и жизненной энергии, так как, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают краски, запахи, звуки, она становится унылой: В глуши, во мраке заточенья В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви Без слез, без жизни, без любви
Елизавета Воронцова в жизни А.С. Пушкина. Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, - "Талисман", "Храни меня, мой талисман" и "Сожженное письмо" - посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки. Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике, - "Талисман", "Храни меня, мой талисман" и "Сожженное письмо" - посвящены Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки.
«Талисман». Эта женщина отличалась не только необыкновен- ной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения "Талисман" и "Храни меня, мой талисман". В "Талисмане" (1827 г) П говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его только от несчастной любви.. Эта женщина отличалась не только необыкновен- ной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кабалистических знаков, точно такой же перстень она оставляет у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения "Талисман" и "Храни меня, мой талисман". В "Талисмане" (1827 г) П говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его только от несчастной любви.
Е. Ушакова 1826г. Когда я вижу пред собой Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза,и кудри золотые, Твой профиль, и глаза,и кудри золотые, Когда я слышу голос твой Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, И речи резвые, живые, Я очарован… Я очарован…
Алена Оленина в жизни А.С. Пушкина. В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Это хорошо видно из стихотворения "Я вас любил…" (1829 г). В дальнейшем любовь становится очень дорога поэту, даже любовь безответная. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Это хорошо видно из стихотворения "Я вас любил…" (1829 г).
Впервые в русской литературе Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной, ведь любовь для Пушкина - это прежде всего любовь к своей избраннице А.Олениной, а не к самому себе и своему чувству. П благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда- нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт ("…я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим"), и она сможет ему ответить взаимностью. Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от своего счастья ради спокойствия возлюбленной, ведь любовь для Пушкина - это прежде всего любовь к своей избраннице А.Олениной, а не к самому себе и своему чувству. П благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда- нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как поэт ("…я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим"), и она сможет ему ответить взаимностью.
С благоговением к жизни Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь - как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь - как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает.
Наталья Гончарова « Она очень красива, и во всем облике есть что-то поэтическое» « Она очень красива, и во всем облике есть что-то поэтическое»
Натальи Гончаровой « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю еще более».( из письма А.С.Пушкина)
Натальи Гончаровой В конце жизни отношение Пушкина к любви стало совершенно одухотворенным, это особенно ярко видно из стихотворения "Мадона" (1830 г), посвященного будущей жене поэта - Гончаровой. В конце жизни отношение Пушкина к любви стало совершенно одухотворенным, это особенно ярко видно из стихотворения "Мадона" (1830 г), посвященного будущей жене поэта - Гончаровой.
«Чистейшей прелести чистейший образец». Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Теперь женщина для него - "чистейшей прелести чистейший образец", Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства.. Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена Мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Теперь женщина для него - "чистейшей прелести чистейший образец", Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства.
Вывод. Любовная лирика играет огромную роль в творчестве А.С. Пушкина, потому что мы видим его произведения нежными благородными, одухотворенными, возвышенными, родными, жизненными. Любовная лирика играет огромную роль в творчестве А.С. Пушкина, потому что мы видим его произведения нежными благородными, одухотворенными, возвышенными, родными, жизненными.
Используемые материалы