Сотрудничество Совместная деятельность или кооперативное обучение
Организационный формы обучения Индивидуальная (до XVI века) Групповая (XVI – XIX) века Фронтальная (с XIX века)
Общие стратегии Планируйте каждый этап групповой работы. Подробно объясните классу, как будут работать группы, и как вы будете оценивать учащихся. Научите учащихся необходимым навыкам, которые помогут им работать в группе. Письменные задания.
Планирование групповой работы Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы (взаимозависимость) Сделайте работу групп значимой. Давайте задания соответствующие возможностям и способностям учеников Характер заданий должен предусматривать возможность разделения труда. Дух соревнования между группами. Групповое тестирование и оценка.
Организация учебных групп Решите, как вы будете формировать группы Будьте осторожны с наполняемостью групп. Старайтесь сохранить группы. Помогайте группам планировать ход работы. Регулярно контролируйте ход работы в группе. Научите группы справляться с теми, кто не хочет или не может сотрудничать.
Оценка групповой работы Работа каждого ученика должна быть оценена и эта оценка должна быть известна всем членам группы. Дайте ученикам возможность самим оценивать эффективность своей группы. Как оценивать каждого участника группы.
Распределение ролей при групповой работе Хорошее лидерство обеспечивает группе: постановку цели движение к этой цели поиск и обеспечение ресурсов, необходимых для достижения цели Каждый член группы становится лидером, когда выполняет работу, помогающую группе в решении этих трех задач.
Функции обеспечивающие достижение цели Обеспечивающий ресурсы (предоставляет факты, данные, идей, предложения и нужную информацию) Запрашивающий ресурсы (определяет потребности в фактах, идеях, данных и информации, необходимых для обсуждения и решения задачи) Инициатор (предлагает ясные цели и распределяет заданий для того, чтобы начать работу) Направляющий (разрабатывает планы, как организовать работу, чтобы достичь цели) Подводящий итоги (суммирует идеи и предложения, фиксируюет результаты обсуждения) Координатор (находит общее в высказываемых идеях и предложениях, координирует работу групп и отдельных участников) Диагност (старается обнаружить источники возникающих проблем, выясняет, что блокирует эффективную работу группы) Вдохновитель (вдохновляет группу на более эффективную работу) Контролер (анализирует жизнеспособность идей, оценивает альтернативные предложения, изучает, насколько предлагаемые идеи помогут в достижении цели) Оценщик (сравнивает поставленные цели и реальные достижения группы в данный момент)
Формирование рабочих отношений Обеспечивающий поддержку (помогает каждому члену группы активно участвовать в работе, поощряет активность, открыт к идеям, доброжелателен и ко всем, старается всех услышать) Помогающий достичь компромисса (убеждает членов группы конструктивно анализировать различные мнения и предложения, помогает найти компромисс в конфликтных ситуациях и сгладить разногласия) Снимающий напряжение (шутит, предлагает весело относиться к работе, организует перерывы, чтобы снять напряжение и помочь группе получать удовольствие от работы) Облегчающий общение (обладает хорошими коммуникативными качествами и добивается, чтобы все члены группы хорошо понимали друг друга) Оценивающий эмоциональный климат (спрашивает у участников, как они оценивают отношения в группе, как оценивают эффективность взаимодействия и делится со всеми своими наблюдениями) Наблюдающий за процессом (наблюдает за тем, как работает группа и использует эти наблюдения, чтобы помочь членам группы оценить эффективность своей работы) Устанавливающий критерии (выражает групповые критерии соответствия выполняемой работы поставленной задаче, чтобы члены группы отдавали себе отчет в том, что они делают, как продвигаются вперед и насколько понимают критерии оценки выполняемой работы) Активный слушатель (выслушивает всех участников и активно воспринимает высказываемые ими идеи) Вселяющий уверенность (принимает и поддерживает открытость, рискует и вдохновляет индивидуальности) Разрешающий межличностные проблемы (помогает открытому обсуждению конфликтов и укрепляет единство группы)
Общие правила организации групповой работы Такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. Не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребенка или демонстративно поддерживать застенчивого. Важно обсудить, чем каждый участник может быть полезен группе. Как различия могут помочь в решении задачи. При анализе ошибок важно делать акцент не на том, что было сделано не так, а тем более не на личностях участников, а как можно было добиться лучших результатов.
Как соединять детей в группы? В зависимости от поставленной учителем задачи. Старших учеников лучше распределять, исходя из набора ролей, необходимых для эффективной работы в группе. Детей помладше можно объединять по-разному. Не стоит, пожалуй, только сажать в одну группу самых слабых ребятишек. Или добавлять к ним одного, а тем более двух очень сильных учеников. Полезно принимать во внимание усидчивость, темперамент, лидерские качества, уровень самооценки. В любом случае, учитель всегда должен ясно отвечать себе на вопрос: зачем я поделил учеников именно так, а не иначе.
Для сплочения группы нужно время. Часто менять состав групп не стоит. Не стоит также немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе. Навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий. Периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности.