Деятельностный подход в образовании как методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спенсер Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Концепцию учения через деятельность предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы : учет интересов учащихся ; учение через обучение мысли и действию ; познание и знание - следствие преодоления трудностей ; свободная творческая работа и сотрудничество.
Что изменить в процессе ? Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало
Обучать деятельности в воспитательном смысле - делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
Применительно к учебному процессу это означает учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы, до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.
Что изменить в процессе ? Это подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения
Что изменить в процессе ? Чтобы сделать содержание образования деятельностно ориентированным, его нужно структурировать одновременно по двум принципам - предметному и деятельностному.
Что изменить в процессе ? Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно - познавательной деятельности.
Что изменить в процессе ? желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов ( результат – знания ) на овладение способами взаимодействия с миром ( результат – умения ), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Что изменить в процессе ? Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т. е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания.
Что изменить в процессе ? При деятельностно ориентированном образовании существенно должна возрасти роль самостоятельной работы учащихся. Для этого необходимо увеличить отводимое на нее время. Самостоятельная работа, так же как и весь учебный процесс, должна стать проблемно - ориентированной.
Для обучения учащихся способу действий нужно : Ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что - то сделать, но они не знают как ; Выработать вместе сними критерии оценки результата ; Дать возможность детям построить способ действия ; Обеспечить правильную оценку результата ; Проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата ; Выработать вместе « правильный » способ действия ; Повторно решить задачу ( выполнить действие ).