Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности.
Где: З – знания У – умения С – способности Л – личностные качества К - компетентности
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетенции относятся к деятельности компетентность характеризует субъекта деятельности Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности
Инструментальные, Межличностные, Системные; Специальные компетенции, разделенные по уровням.
1.Инструментальные -способность к анализу и синтезу; -способность к организации и планированию; -базовые общие знания; -базовые знания по профессии; -коммуникативные навыки в родном языке; -элементарные компьютерные навыки; -навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); -способность решать проблемы; -способность принимать решения.
2. Межличностные -способность к критике и самокритике; -способность работать в команде; -межличностные навыки; -способность работать в междисциплинарной команде; -способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; -способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; -способность работать в международном контексте; -приверженность этическим ценностям.
3.Системные -способность применять знания на практике; -исследовательские способности; -способность к обучению; -способность к адаптации к новым ситуациям; -способность к генерации новых идей (творчеству); -способность к лидерству; -понимание культур и обычаев, других стран; -способность работать автономно; -способность к разработке проектов и их управлению; -способность к инициативе и предпринимательству; -ответственность за качество; -волю к успеху.
Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины; Способность логично и последовательно представить освоенное знание; Способность контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами; Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий; Способность правильно использовать методы и техники дисциплины; Способность оценить качество исследований в данной предметной области; Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.
1)Владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации; 2)Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; 3)Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне; 4)Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы; 5)Продемонстрировать оригинальность и творческий подход; 6)Овладеть компетенциями на профессиональном уровне. Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены через различные типы обучения, методики, техники, форматы.
В исследовании И.А.Зимней выделены следующие ключевые компетенции: здоровьесбережение, гражданственность, социальное взаимодействие, общение, информационные технологии.
Компетенции обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции целеполагания: предметного, личностного Компетенции в разработке программ деятельности Компетенции в принятии решений Компетенции оценивания Компетенции организации информационной основы деятельности Компетенции организации учебной деятельности Компетенции в предмете преподавания и в методах Компетенции, обеспечивающие мотивацию поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока компетентность в целеполагании учебной деятельности компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач компетентность в разработке программ деятельности и поведения компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности) компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.1Вера в силы и возможности обучающихся Компетентность отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Она определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность; Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития; Уметь разрабатывать индивидуально- ориентированные образовательные проекты Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.2Интерес к внутреннему миру обучающихся Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается Умение построить индивидуализированную образовательную программу Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.3Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло- гизированное мышление педагога) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания студента, включая изменение собственной позиции. Убежденность, что истина может быть не одна; Интерес к мнениям и позициям других Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.4 Общая культура Определяет характер и стили педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет, во многом, успешность педагогического общения, позиции педагога в глазах обучающихся. Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; Знание материальных и духовных интересов молодежи; Возможность продемонстрировать свои достижения; Руководство кружками и секциями. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.5 Эмоциона льная устойчив ость Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие; Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; Не стремится избежать эмоционально- напряженных ситуаций. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 1. Личностные качества 1.6Позитивная направленно сть на педагогическ ую деятельность. Уверенность в себе В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимся. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, Позитивное настроение, Желание работать, Высокая профессиональная самооценка. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности 2.1Умение перевести тему урока в педагогическ ую задачу Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект- субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности. Знание образовательных стандартов и реализующих его программ; Осознание нетождественности темы урока и цели урока; Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности 2.2Умение ставить педагогическ ие цели и задачи сообразно возрастным и индивидуаль ным особенностя м обучающихся Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. Знание возрастных особенностей обучающегося; Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности 3.1Умение обеспечить успех в деятельности Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. Знания возможностей конкретных учеников; Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика; Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности 3.2Компетентно сть в педагогическ ом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Знание многообразия педагогических оценок; Знакомство с литературой по данному вопросу; Владение (применение) различными методами оценивания. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 3. Мотивация учебной деятельности 3.3Умение превращать учебную задачу в личностно- значимую Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. Знание интересов учащихся, их внутреннего мира; Ориентация в культуре, Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.1Компетентно сть в предмете преподавани я Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости ученика. З нание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось); Возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; Владение методами решения различных задач; Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.2Компетентно сть в методах преподавани я Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Знание нормативных методов и методик; Демонстрация личностно- ориентированных методов образования; Наличие своих «находок» и методов, авторской школы; Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий; Использование в учебном процессе современных методов обучения Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.3Компетентно сть в субъективны х условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся; Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом); Использование знаний по психологии в организации учебного процесса; Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся; Владение методами социометрии; Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе; Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 4. Информационная компетентность 4.4Умение вести самостоятель ный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. Профессиональная любознательность; Умение пользоваться различными информационно поисковыми технологиями; Использование различных баз данных в образовательном процессе. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений 5.1Умение разработать образователь ную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие об-ся. Знание образовательных стандартов и примерных программ; Наличие персонально разработанных образовательных программ: а) Характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации б) По материальной базе, на которой должны реализовываться программы; в) По учету индивидуальных характеристик обучающихся. Обоснованность используемых образовательных программ. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений 5.2Умение принимать решение в различных педагогическ их ситуациях Педагогу приходится постоянно принимать решения: Как установить дисциплину; Как мотивировать академическую активность; Как вызвать интерес у конкретного ученика; Как обеспечить понимание и т.д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила; Знание критериев достижения цели. Знание не типичных конфликтных ситуаций; Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций; Развитость педагогического мышления. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.1Компетентно сть в установлени и субъект- субъектных отношений Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. Знание обучающихся; Компетентность в целеполагании Предметная компетентность; Методическая компетентность; Готовность к сотрудничеству. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.2Компетентно сть в обеспечении понимания педагогическ ой задачи и способах деятельности Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. Знание того, что знают и понимают ученики; Свободное владение изучаемым материалом; Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся; Демонстрация практического применения изучаемого материала; Опора на чувственное восприятие. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.3Компетентно сть в педагогическ ом оценивании Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке обучающегося. Компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога. Знание функций педагогической оценки; Знание видов педагогической оценки; Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; Владение методами педагогического оценивания; Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах; Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.4Компетентно сть в организации информацио нной основы деятельности обучающегос я Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации. Свободное владение учебным материалом; Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи; Умение выявить уровень развития обучающихся; Владение методами объективного контроля и оценивания; Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи) Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.5Компетентно сть в использовани и современных средств и систем организации учебно- воспитательн ого процесса Обеспечивает эффективность учебно- воспитательного процесса Знание современных средств и методов построения образовательного процесса; Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам; Умение обосновать выбранные методы и средства обучения. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностейПоказатели оценки компетентностей 6. Компетенции в организации учебной деятельности 6.6 Компетентно сть в способах умственной деятельности Характеризует уровень владения педагогом и обучающимся системой интеллектуальных операций Знание системы интеллектуальных операций; Владение интеллектуальными операциями; Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников; Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче. Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)