Требования к современному уроку в рамках выполнения образовательных стандартов второго поколения.
При реализации стандартов на основе технологий деятельностного метода предлагается использовать следующие типы уроков, в зависимости от поставленных целей:
Урок открытия нового знания. (Организуется процесс самостоятельного построения детьми плана поиска нового знания) Цели: Деятельностная: формирование у учащихся умения реализации новых способов действия. Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Воспитательная: в зависимости от содержания урока.
Урок рефлексии. (Тренинги, уроки самоконтроля) Цели: Деятельностная: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. (Научить ребят анализировать и фиксировать собственные затруднения, построить и реализовать проект выхода из затруднения, провести самоконтроль). Содержательная: закрепление и, при необходимости, коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов. Воспитательная: в зависимости от содержания урока.
Урок общеметодологической направленности. ( Учит детей структурировать и систематизировать изученный материал, а также осваивать алгоритмы обобщённых способов действий) Цели: Деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная: построение обобщение деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методологических линий и курсов. Воспитательная: в зависимости от содержания урока.
Урок развивающего контроля. (Не только контроль изученных понятий, норм, алгоритмов, но и формирование умений контролировать собственную деятельность) Цели: Деятельностная: формирование у учащихся способности к осуществлению контрольной функции) Содержательная: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Воспитательная: в зависимости от содержания урока.
Требования к результатам: ( описание компетентностей выпускника начальной школы, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями ): деятельностного, активного, креативного, любознательного, инициативного, здорового, открытого и уверенного.
Основные требования к уроку: Переход от традиционной установки на « формирование знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей, умений сделать личный выбор.
Роль учителя: *Ученик – субъект учебной деятельности. * Разнообразие источников знаний. *Вместо цели – формулировка индивидуальной или коллективной деятельности учащихся. *Структура урока динамична, присутствуют разные действия и операции, объединённые в деятельностную цепочку.
Реализация на уроке дидактических принципов. 1. Продумывание и решение в единстве задач: Образовательная (предметная) : формирование способов действий в рамках предмета, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей. Развивающая (метапредметная): формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Воспитательная (личностная): достижение личностных результатов.
Реализация на уроке дидактических принципов. 2. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока. 3. Концентрация внимания учащихся на выделении главного, существенного в содержании обучения. 4. Обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью и личным жизненным опытом, интересами школьников. 5. Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения. 6. Сочетание фронтальных форм работы на уроке с групповыми, индивидуальными формами.
Реализация на уроке дидактических принципов: 7.Обеспечение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой. 8. Развитие навыков самоконтроля и самооценки учащихся. 9.Целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения. (учебников, наглядных пособий, ИКТ) 10. Обязательное комментирование смысла и рациональной методики выполнения домашнего задания, дифференциация д/з, предоставление права выбора. 11. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
Реализация на уроке дидактических принципов. 7.Обеспечение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой. 8. Развитие навыков самоконтроля и самооценки учащихся. 9.Целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения. (учебников, наглядных пособий, ИКТ) 10. Обязательное комментирование смысла и рациональной методики выполнения домашнего задания, дифференциация д/з, предоставление права выбора. 11. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.
Сценирование урока. 1) Дидактическое обоснование - информация о целях урока (планируемый результат) и средствах достижения заданных целей. Предмет Класс Автор учебника Тема урока. Дидактическая цель: Создать условия для ( усвоения новых знаний по теме…) Тип (вид) урока. Задачи урока (образовательная, предметная, результативная, метапредметная (развивающая), личностная (воспитательная)). Методы обучения (наглядно-словесный, проблемный, репродуктивный). Формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Средства обучения (оборудование).
Сценирование урока. 2) Заполнение технологической карты урока. 3) Приложение.
этапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные действия 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Подготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. 3. Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модель и т.д.). Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 5. Первичное закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. 7. Рефлексия деятельности (итог урока). Организует рефлексию.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.