Управление образовательным учреждением в новых современных условиях.
Новые условия - новые требования к руководителю ОУ Директор школы – учитель учителей ? ИЛИ Директор школы – топ-менеджер ?
Новые условия работы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Комплекс мер по модернизации общего образования; Федеральный закон 83-ФЗ
Ключевые понятия самостоятельность открытость эффективность (результативность)
История вопроса (самостоятельность, ГОУ) п.6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании» г. « демократический, государственно- общественный характер управления образованием. Автономность образо- вательного учреждения».
История вопроса (самостоятельность, ГОУ) КПМО – 2008 г., как одно из направлений – 100 % школ созданы ГОУ в пилотном режиме; Ст. 35 Закона РФ «Об образовании» - полномочия закреплены в уставах ОУ.
История вопроса (самостоятельность, ГОУ) «Наша новая школа» год – в штатном режиме; 2011 год – вступление в силу Федерального закона 83-ФЗ – расширение самостоятельности и открытости ОУ.
Новые требования законодательства Обеспечение открытости и доступности информации об ОУ; Ежегодная публичная отчетность; Самостоятельная ответственность ОУ за результаты ФХД ; Ответственность за эффективное расходование бюджетных средств;
Необходимость расширения полномочий ГОУ Возникает необходимость поделиться ответственностью. Как это сделать в рамках действующего законодательства ?
Развитие государственно- общественного управления, особенно на региональном уровне – это, с одной стороны, один из механизмов реального влияния граждан на образовательные процессы, с другой - способ сделать образование открытым
Модель организационной структуры управления школы
Изменения в порядке организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения Возможность расширения полномочий Управляющего Совета школы Переработка регламентирования участия Управляющего Совета в процессах управления школой; Соответствующая подготовка членов Управляющего Совета.
Принятые решения государственно- общественных органов самоуправления ОУ
Формула успеха любого школьного начинания: Администрация + Профсоюз Одно целое
Качественное управление ОУ невозможно без понимания механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений
Механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений Перечень гос. услуг в сфере образования Порядок расчета нормативных затрат на оказание услуг и содержание имущества Расчет субсидии на выполнение государственного задания Соглашение на предоставление субсидии ПФХД Утверждение государствен ного (муниципаль ного) задания Утверждение государствен ного (муниципаль ного) задания
Алгоритм расчета субсидии на выполнение муниципального задания в школах
Составление информационной карты, в которую должны быть включены показатели необходимые для расчета стоимости и объема муниципальной услуги. Данные должны соответствовать: 1.1. Статистической отчетности: - ОШ-1 (сведения о численности учащихся, сведения о материально-технической базе учреждения в разделе 13); - показателям деятельности общеобразовательных учреждений для расчета нормативов бюджетного финансирования и объемов субвенции 1.2. Техническому паспорту учреждения: - размер площади здания, территории и т.д.
Определение прямых затрат - расчет объема фонда оплаты труда, учебных расходов, расходов на Интернет, расходов на приобретение книгоиздательской литературы педагогическими работниками. Определение прямых затрат осуществляется в соответствии с методиками распределения субвенции из краевого бюджета по общему образованию, утвержденной в муниципалитетах. Данные методики утверждены в соответствии с постановлением администрации Алтайского края 13 от (в редакции от )
Определение косвенных затрат - расчет расходов на коммунальные услуги, услуги связи, налоги, другие договорные обязательства, связанные с расходами на содержание здания и имущества, транспортные расходы, приобретение основных средств и малоценного имущества; - энергосбережение (паспорт); - санитарно-эпидемиологический (паспорт)
Проведение анализа расходов по выделенным группам расходов: а) анализ затрат прошлого года (с выделением расходов из бюджета и привлеченных средств); б) расчет расходов прямым счетом на очередной финансовый год; в) расчет расходов по методике муниципалитета; г) анализ отклонения (причины); д) подготовка разногласий.
Бюджетные средства Заработная платаКурсовая подготовкаМТБ
Теория мотивации Ф.Герцберга «Зарплата является кратковремен- ным мотиватором, при ее повыше- нии любой работник считает, что так и должно быть. На короткое время интенсивность труда возрастает, но потом все возвращается на круги своя».
Исследования McKinsey&Company «Не происходит значительного улучшения качества обучения в зависимости от степени материальной оснащенности школ». «Единственный параметр от которого зависит качество образования – квалификация педагога»
Исследования McKinsey&Company Отсюда вывод: «Образовательная система не может быть лучше учителей, которые ее составляют.»
Как эффективно потратить средства ? «Эффективное расходование финансовых ресурсов однозначно предполагает необходимость вкладывание денег, прежде всего, в учителя, т.е. в систематическое повышение его проф.квалификации, в создание условий для его постоянного проф. роста»
Бюджетные средства Заработная платаКурсовая подготовкаМТБ Качество образования Здоровье Поддержка талантливых детей Качество знаний, результаты ЕГЭ Конкурентно- способность
Новые условия - новые требования к руководителю ОУ Директор школы – учитель учителей ? ИЛИ Директор школы – топ-менеджер ?
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа н Должностные обязанности: Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом учреждения.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа н Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «ГМУ», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж пед.работы на пед. должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и доп.проф. образование в области ГМУ или менеджмента и экономики и стаж работы на пед.должностях или рук-х должностях не менее 5 лет..
Новые условия - новые требования к руководителю ОУ И учитель учителей и топ- менеджер А не Или учитель учителей Или топ-менеджер (Татарникова Генриетта Викторовна, директор школы 42) (Загайнов Александр Викторович, директор СОШ 126 )
Изменения и несовершенство законодательства Кадровый дефицит Слабая мотивация специалистов Рост документооборота Рост судебных исков Проблемы управления муниципальными образовательными системами Технологическое и техническое несоответствие задачам Недостаточное ресурсное обеспечение Недостаточная готовность директорского корпуса МОУО в большей степени выступают звеном в цепочке доведения и исполнения федеральных решений и в меньшей степени развита деятельность по управлению функционированием и развитием целостной муниципальной системы образования. Отсутствие методики определения эффективности деятельности МОУО
Цель: обеспечить современное качество образования Основные факторы, влияющие на качество Кадровый потенциал Качество образовательных программ и технологий Эффективность управления Готовность детей к обучению Условия в образовательном учреждении РыночныеАдминистративные Экономические Законы Приказы Программы Аттестация ПК Контроль НПФ - ФЗ 83 НСОТ Гранты Премии Подготовка кадров *Набор учащихся Конкурсная процедура комплектования кадрами Механизмы