Современный урок. Деятельностно- компетентностный подход
2 Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО): Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Цели Программы развития = компетентностная модель выпускника
Основные позиции деятельностно-компетентностного подхода 1. Сам ставит цель Ученик 2. Сам проектирует средства 3. Сам оценивает результат и корректирует действия
4 УРОК Урок - это форма технологичной организации учебной деятельности учащихся по достижению целей образования как результата учеников Урок - это форма технологичной организации учебной деятельности учащихся по достижению целей образования как результата учеников
5 Цели урока – результат ученика: понимание (получение) учащимся дидактической (деятельностной) единицы содержания образования; умение ее применить в учебной, предметной задаче и реальной жизненной ситуации Показатель реализации компетентностного подхода: измеримость (диагностичность) целей урока
SMART-критерии анализа целей S (Specific) - конкретна M (Measurable) - измерима A (Attainable) - достижима R (Result-oriented) - ориентирована на результат T (Time-bounded) - соотносится с конкретным сроком SMART
«Развивать ловкость рук и глазомер хозяйки»? «испечь торт по рецепту» ? Диагностичность целей
8 «Развивать скорость бега, меткость бойцов, отвагу, воспитывать любовь к Родине»? «Занять высоту без потерь» ? Диагностичность целей
1. Что должен научиться делать обучающийся за время занятия? 2. Как я, педагог, делаю это сам? (культурная норма способа - в наглядном виде схема, алгоритм, модель и т.п.) 3. Как я проверю освоение способа? (все типы диагностических заданий и вопросов) 4. Какой результат я ожидаю в данной группе по данной теме?
10 ГЛАВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МИРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДИВЛЕНИЕ ОЗАРЕНИЕ РАДОСТЬ ДОГАДКИ КРАСОТА ПОИСКА И ЕГО ОПИСАНИЕ
11 Создайте на уроке «точку удивления»
12 удивление интерес мотив цель (собственная учебная задача) Психологический механизм создания образовательной ситуации на уроке:
13 Не могу сделать (раньше получалось хорошо, а теперь почему-то не получилось…) Хочу и должен сделать (понять… научиться…) Движущая сила активности ребёнка на уроке Затруднение и удивление
14 Примеры заданий-ловушек О гвоздике (1 скл.), по тетради (3 скл.) Об истории (е?)
Сконструируем критерии анализа урока в соответствии с выделенными педагогическими принципами
16 1. цели 2. содержание образования 3. учебный материал 4. структура урока (набор этапов) 5. межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам) 6. формы 7. методы 8. реальный результат урока Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки в результате обсуждения в группе
Матрица с уровневыми показателями оценки Параметр ы анализа Цели урокаСодержание образования Содержание учебного материала ФормыМетоды 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Г.И.Скворцова, к.п.н., МЦКО18 Цели урока Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися 1-й уровень: в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока 2-й: цели сформулированы диагностично, измеримо (цель как ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на 45-минутном уроке на конкретном фрагменте учебного материала - различать, получить, освоить, применить в стандартной или нестандартной ситуации - способ, понятие, модель, схему, алгоритм…) 3-й: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения 4-й (сценарный уровень): вовлечение учащихся на уроке в корректировку, доуточнение или смены цели, учебной задачи при изменении ситуации При постановке развивающей цели урока исходим из следующего: развитие субъекта деятельности возможно через преобразование им самим способов своей деятельности (Д.Б.Эльконин)
19 Единица содержания образования Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования; моделирование учениками на уроке единицы содержания Показатели: 1-й уровень: названы единица содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом) 2-й: единица содержания образования не только названа на словах, но и наглядно представлена её модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения). 3-й: единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. 4-й (сценарный): на уроке с учётом ошибок учеников учителем «включается» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержания образования)
20 Учебный материал Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся Показатели: 1-й уровень: учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям; отсутствие избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для раскрытия цели и единицы содержания 2-й: материал подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся (содержит проблемность, задачу-«ловушку», привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации и т.п.) 3-й: выстроенная структура, логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации 4-й (сценарный уровень): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся и, в связи с этим, необходимости освоения незапланированного содержания образования учитель по ходу импровизационно конструирует, подбирает дополнительный учебный материал
Формы обучения Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся Показатели: 1-й уровень: выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых заданий) 2-й: выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии: работа на уроке и диагностические задания спланированы на основе анализа и прогноза ошибок учеников. 3-й: на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются, неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются. 4-й (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.)
Г.И.Скворцова, к.п.н., МЦКО22 Методы обучения Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики Показатели: 1-й уровень: соответствие выбора учителем для данного этапа урока репродуктивных и (или) продуктивных методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания 2-й: соответствие выбора планируемых на уроке репродуктивных и продуктивных методов данным психологической диагностики (особенностям контингента учащихся) и педагогической диагностики (типов ошибок, вариантов понимания конкретных учащихся) на предыдущих этапах обучения 3-й: запланированные методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. На уроке учитель следует плану: применяет запланированные методы обучения, без учёта разворачивающейся образовательной ситуации. 4-й (сценарный уровень): сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, переход от запланированных репродуктивных методов к продуктивным– поисковым, проблемным - в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа и др.)
Г.И.Скворцова, к.п.н., МЦКО23 Структура урока (набор этапов) Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся Показатели: 1-й уровень: соответствие запланированного набора этапов урока названным цели урока (цель урока = структура) 2-й: на уроке все запланированные этапы организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок 3-й: на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по её решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов) 4-й (сценарный уровень): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включение новых этапов, исключение каких-либо этапов и т.п.) Примечания (учитывать при выборе оценки за структуру урока): все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом «0» как отсутствующие на уроке
24 Критерии оценки самоанализа урока учителем (С) Рефлексия и обоснование учителем всех позиций анализа урока Следование логике анализа («цель – средство – результат») Адекватность самооценки учителя (различение замысла и реализации урока; оценка эффективности урока по каждой названной цели – реального продвижения учеников, их образовательных результатов)
25 Самоанализ урока (С) 1-й уровень: учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ урока. 2-й уровень: в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока. 3-й уровень: в ходе анализа и рефлексии представлено обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель-средства- результат». 4-й уровень (сценарный): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока - с учётом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов