Цель : проанализировать образ героини ; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
« Ну а ведь без этого нельзя ; ты вспомни, где ты живешь ! У нас ведь дом на том держится ». « Ну а ведь без этого нельзя ; ты вспомни, где ты живешь ! У нас ведь дом на том держится ». «Гроза». Варвара. Эскиз костюма. Художник А. Головин. 1916
Варвара. … А по - моему : делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего ! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Варвара. … А по - моему : делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего ! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Гроза». Катерина. Художник С. Герасимов
« Эх Варя, не знаешь ты моего характеру. Конечно, не дай бог этому случиться ! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь !» «Гроза». Катерина. Эскиз костюма. Художник А. Головин. 1916
Любовь – это стремление жить по законам своей любви. «Гроза». Катерина. Эскиз костюма. Художник А. Головин. 1916
« Бросить его, бросить далеко …!» « Бросить его ?» « Бросить ключ ! Нет, ни за что на свете !... Ах, кабы ночь поскорее !...». Отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи. « Бросить его, бросить далеко …!» « Бросить его ?» « Бросить ключ ! Нет, ни за что на свете !... Ах, кабы ночь поскорее !...». Отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи.
« В этой страсти заключается для нее вся жизнь ; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы ». Добролюбов. « В этой страсти заключается для нее вся жизнь ; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы ». Добролюбов.
« гроза - то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. « гроза - то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. «Гроза». Дикой. Эскиз костюма. Художник А. Головин. 1916
« Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся точно напасти какой ». « Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся точно напасти какой ». «Гроза». Кулигин. Эскиз костюма. Художник А. Головин. 1916
« Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск ». «Гроза». Тихон С. Еремеев. Спектакль Государственного акадеического Малого театра. Фото 1974
« Что обо мне толковать ! Я вольная птица ». « Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду : дядя посы - лает …». « Что обо мне толковать ! Я вольная птица ». « Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду : дядя посы - лает …».
« Опять жить ? Нет, нет, не надо … нехорошо ». « А поймают меня, да воротят домой насильно …» « Опять жить ? Нет, нет, не надо … нехорошо ». « А поймают меня, да воротят домой насильно …» «Гроза». Художник Б. Кустодиев
Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердии.