Открытость как качественная характеристика современного образования
Контексты открытости образования Информационный Социальный Антропологический
Информационный контекст умение жить в информационном обществе и использовать все его возможности Формирование информационных компетентностей и информационной культуры
Социальный контекст Умение жить в мире, где сосуществуют разные культуры, присутствуют разные логики и типы мышления. Основные качества - толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе и т.д. Проявление социальной инициативы, деятельность в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности. Участие общества в управлении образованием. «Прозрачность» образования.
Антропологический контекст Главная задача - научить человека максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, являясь заказчиком на собственное образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.
Закрытое образовательное пространство (в антропологическом контексте) – это пространство, в котором существует определенный путь, которым надо провести ученика. Образ мира Путь ученика Формирование самодисциплины и воли
Открытое образовательное пространство (в антропологическом контексте) - выбор образа и выбор пути. Образы мираПути движения Дать опыт самоопределения Пространство и его организация - предмет обсуждения
Открытое образование в антропологическом контексте – это образование, в котором преодолевается школьный контекст, положенный системой традиционного образования как основной.
Две составляющих целей образования заказ государства, частный (внутренний) заказ, ответ на вопрос: «Чему и зачем я намерен учиться?»
Осознанный заказ школьника на собственный процесс образования построение индивидуальных образовательных программ выход за пределы базовой школьной программы поиск возможностей вне школы: посещение определенных лекций в вузе, дистантное образование, различные формы экстернатной подготовки, услуги Интернета и т.д.
Образовательное пространство задается не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией.
Реализация принципа открытости образования Не только предоставление выбора, но владение культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу.