Повышение уровня родительской компетенции как условие успешной социализации школьников с ОВЗ 1 Педагог-психолог Короленко Е.В.
- Скажите, пожалуйста, куда же мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. - Мне все равно… - сказала Алиса. - Тогда все равно куда и идти, -заметил Кот. (Л. Кэррол «Алиса в стране чудес») 2
Педагог и родители: единство целей обучения и воспитания детей с ОВЗ «Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. В настоящей действительности деятельность направлена чаще на решение частных случаев, а не на выявление общей закономерности компетентного родительского поведения» (М.А. Евдокимова) 3
Понятие родительской компетенции индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности (Костылева Н.Е.). способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденского) 4
Функции семьи Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу Воспитательная Хозяйственно-бытовая Эмоциональная Первичный социальный контроль Репродуктивная и сексуальная 5
Виды родительской компетенции Здоровьесберегающая Педагогическая Социальная Психологическая Правовая Информационная Мотивационная Технологическая Коммуникативная Рефлексивная 6
Типологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (В.В.Ткачева, И.Ю.Левченко) Три группы: Психосоматичная (смешанный тип реагирования) Невротичная (гипостенический тип реагирования) Авторитарная (стенический тип реагирования) 7
Формы работы с родителями учащихся с ОВЗ Родительские собрания Классные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому 8 Традиционные формы работы
Формы работы с родителями учащихся с ОВЗ Нетрадиционные формы работы Родительские тренинги Дискуссии Психологич. разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы, мастер-классы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги 9
И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева в рамках повышения уровня родительской компетенции выделяют следующие этапы: Привлечение родителей к коррекционно- образовательному процессу Формирование у родителей интереса к процессу развития ребенка, демонстрация возможностей существования достижений ребенка Развитие у родителей чувства успешности и родительской компетентности Раскрытие перед родителями возможности личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка, участия в изучении его возможностей и реализации творческих замыслов в работе 10
Использованные источники Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб., 2006 Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех, кто идет рядом. – М, 2010 Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М, 1999 Психология воспитания детей с нарушениями зрения. Под ред.Солнцевой Л.И., Денискиной В.З. – М,
Спасибо за внимание! 12