Инновационная педагогика Л.Н. Толстого
Современная социокультурная ситуация. Наличие проявления бездуховности: АгрессивностиАгрессивности Асоциальных преступных деянийАсоциальных преступных деяний Тенденций антиинтеллектуальной, антигуманной направленности в развитии подрастающего поколения России.Тенденций антиинтеллектуальной, антигуманной направленности в развитии подрастающего поколения России. Ценность человеческой жизни, здоровья, свободы, достоинства окружающих людей становится ниже, чем ценность личного материального благополучия.
21 век – век человека духовного. Современная школа – это силовые способы отношения к ученикамсиловые способы отношения к ученикам регламентированное стандартизированное учреждениерегламентированное стандартизированное учреждение Гуманистическая школа Толстого – это возможность соединить в школьной практике свободу и выбор, глубину погружения в детский (человеческий) опыт создание целостной картины мира в сознании ученика. Потребность в духовном развитии, а также в самопознании и самосовершенствовании является главной для человека. Вакуум духовного развития заполняется различного рода религиозными, секстанскими и псевдонаучными учениями, которые зачастую наносят непоправимый вред психике ребенка.
Школа Л.Н. Толстого Полноценное образование, основанное на духовном и физическом развитии, на саморазвитии ребёнка. Пед. эксперимент, имеющий свои философские, психологические, культурно- исторические основы. Гуманистический подход к развитию личности, согласно которому в человеке заложена потребность сохранения и улучшения как своей жизни, так и окружающего мира.
Современное образование Идти от ребёнка, его задатков к саморегуляции его деятельности.Идти от ребёнка, его задатков к саморегуляции его деятельности. Диктовать ребёнку волю старшего, подчинить его «безликую» природу социальным факторам через технологию обучения. Западноевропейская (предметно обучающая) Восточная (духовно развивающая) Школа Л.Н. Толстого Решение на пересечении тенденций и слиянии традиций.
Основные педагогические идеи Толстого: Организация учебной деятельности в плане постижения единства и взаимосвязи всего живого. Организация учебной деятельности в плане постижения единства и взаимосвязи всего живого. Создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира. Создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира. Создание пед. системы, в которой содержание, методы и формы обучения ориентируют ребёнка на нравственный идеал нации и человечества и способствуют формированию у него нравственного отношения к миру – способности улучшать жизнь в условиях сотрудничества, взаимопомощи; Создание пед. системы, в которой содержание, методы и формы обучения ориентируют ребёнка на нравственный идеал нации и человечества и способствуют формированию у него нравственного отношения к миру – способности улучшать жизнь в условиях сотрудничества, взаимопомощи; Создание условий для активного включения детей в учебно-познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя. Создание условий для активного включения детей в учебно-познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя.
Методы обучения: Основной метод обучения: познание себя и окружающего мира, включающего самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности собственного опыта с опытом человечества; Основной метод обучения: познание себя и окружающего мира, включающего самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности собственного опыта с опытом человечества; Психологическая адаптация; Психологическая адаптация; Моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка; Моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка; Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности; Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности; Формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти; Формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти; Метод, открытый Толстым: искусство общения ученика и учителя, когда тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием. Метод, открытый Толстым: искусство общения ученика и учителя, когда тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Духовное развитие человека Духовная направленность человека ПРЕКРАСНОЕ ИСТИНА (познание мира и человека, прежде всего его духовного мира) ДОБРО (взаимопомощь, ненасилие) СВОБОДА Способность преодолевать трудности и достигать цели) НРАВСТВЕННОСТЬ (разумное самоограничение, основанное на доброжелательности, сопереживании и справедливости) ИНТЕЛЛЕКТ (способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (умение делать свой выбор, противостоять трудностям, явлениям разрушающим мир человека)