МОУ « Средняя общеобразовательная школа 52» «Реализация компетентностного подхода в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ» Елена Михайловна Барейшая 2009 г.
ЦЕЛЬ: Обеспечить самоопределение, самообразование, саморазвитие личности ученика через создание благоприятных педегогических условий для её творческой, личностно – ориентированной самореализации.
ЗАДАЧИ: Изменение акцентов учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности; Увеличение заданий, проверяющих различные виды деятельности; Увеличение заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений4 Учёт знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА: Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разносторонних проблем; Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать рациональные пути их преодоления; Грамотно работать с информацией; Быть коммуникабельным, контактным; Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
ОБЩИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ («мифы» о ЕГЭ): На ЕГЭ можно «натаскать» К успешной сдаче ЕГЭ можно подготовиться быстро (за 1 – 1,5 месяца); Получить по ЕГЭ оценку выше 90 баллов практически нереально, 100 баллов в сертификате – это пропуск в книгу Гиннеса или основание для проверки прокуратуры на предмет утечки правильных вариантов ответов; Сдача ЕГЭ – колоссальное психологическое напряжение, к тому же не всем дано сдавать тестовые экзамены.
ОТЛИЧИЯ ЕГЭ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА Проводится по единым общероссийским экзаменационным материалам, а не по материалам отдельного региона, района, школы; Процедура проведения экзамена и обработка его результатов является единой для всех, кто сдает, принимает или оценивает результаты ЕГЭ; Ответственность за процедуру проведения, результаты экзамена несет единая государственная комиссия, а не отдельные комиссии общеобразовательных учреждений.
Насколько наши ученики компетентны в решении экзаменационных заданиях по физике и математике можно рассмотреть на следующих таблицах
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (физике) В непрофильных классах при наличии учащихся, желающих продолжить образование в вузах физико-технического профиля, рекомендуется отводить на курс физики 3 часа в неделю. При этом сохраняется ответственность школы за реализацию стандарта базового уровня, но у учащихся появляется реальная возможность при наличии элективного курса получить подготовку, соответствующую профильному уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ; Стандартом по физике предусмотрено существенное расширение требований, связанных с формированием методологических умений. Для полноценной проверки экспериментальных умений должно быть организовано выполнение практических заданий на реальном оборудовании, что и планируется при постепенном введении с 2009 г. дополнительного испытания по проверке экспериментальных умений в рамках ЕГЭ. Новое оборудование для фронтального эксперимента, выпускаемое Росучприбором, вполне позволяет это осуществить.
РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ У читывая опыт работы в рамках уровневой дифференциации, представляется продуктивным, чтобы в старшей школе учителя математики для учащихся со слабой подготовкой разрабатывали индивидуальную стратегию подготовки к итоговой аттестации по математике, ориентированную на достижение требований стандарта, действительно доступных большинству старшеклассников. Поэтому целесообразно для этой категории учащихся составить не только перечень доступных для усвоения требований стандарта, но и открытые для них образцы заданий, конкретизирующих эти требования. В процессе обучения необходимо больше внимания уделять развитию самостоятельности мышления учащихся. Реализация этой задачи в практике работы школы является одним из путей повышения качества математического образования.
МОУ « Средняя общеобразовательная школа 52» «Реализация компетентностного подхода в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ» Елена Михайловна Барейшая Наталья Игоревна Холопова Михаил Викторович Седнев 2009 г.