МОУ Брейтовская СОШ «Пестрое семейство синонимов» 2 этап Команда «Gramota»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык Внеклассное занятие Ермакова.Г.Н. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» К. Паустовский.
Advertisements

Урок русского языка в 10 классе МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 1»
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста Подготовка к сдаче ГИА.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Готовимся к ГИА. Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело. В.О.Ключевский Нет таких звуков, образов и мыслей,
Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Крылатые выражения
Про спорт Про спорт Лоретц Анна Васильевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ 17», г. Краснотурьинск, Свердловская область.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА 10 класс Ф.М.ТЮТЧЕВ SILENTIUM «SILENTIUM!» 8 класс А.С.ПУШКИН«ПРОРОК»
Художественный стиль. находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно- познавательную и идейно-эстетическую функцию.находит.
Подготовка к ЕГЭ Работа над текстом. 1. Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста ? а) «Мудрость Сократа»; б) «Верность призванию»; в)
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке Ахметова З.Р.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Тема: «Лес – наше богатство» Работу выполнила Абдулхаликова Диана ученица 2 класса В МОУ «СОШ 1 г.Зеленокумска»
Транксрипт:

МОУ Брейтовская СОШ «Пестрое семейство синонимов» 2 этап Команда «Gramota»

Пастух сторожит, а волк стережёт. – Не пускай козла огород караулить. Пастух сторожит, т.е. охраняет, наблюдает за сохранностью, неприкосновенность стада. Волк стережет, т.е. следит, наблюдает внимательно за животными, выжидая момента, чтобы напасть на них, подстерегает. Караулить, т.е. ожидать, подстерегать появление кого или чего-нибудь. 1

Таким образом, все три слова имеют значение «следить». Однако первый синоним имеет прямое значение, второй чаще употребляется в переносном значении, третий имеет разговорный оттенок. 1

Изменник и трус – одного поля ягоды. – Предателя и ворон не клюёт. Изменником принято называть отступника, предателя, Иуду, веролома, клятвопреступника; дезертира, перебежчика, переметчика; ренегата, вероотступника, отщепенца, доносчика; беглеца, дезертира. Предателем называют доносителя, доказчика, доказателя, доводчика, изветника, оговорщика, объявителя, обличителя, сикофанта, ябедника; изменника, предателя. 1

Изменник и предатель – слова очень близкие по значению. Но изменником обычно называют человека, который отступает по причине трусости, робости, боязни. Предатель же делает это по иным соображениям: чаще всего он изменяет по корыстным соображениям. Кроме этого, слово предатель более «жесткое», обличающее. 1

Тренер наблюдает за выполнением упражнений. – Учитель следит за работой учащихся. Наблюдать – значит осуществлять пассивный надзор, наблюдение, обычно с целью контроля чего-либо. Тренер, как правило, наблюдает за правильностью выполнения упражнений, ходом тренировки. Следить – значит проявлять постоянное внимание к кому- или чему-нибудь, знать развитие, ход, состояние кого- или чего-либо. Учитель чаще всего следит за правильностью выполнения полученных учащимися заданий. Тренер (шарж) 1

Таким образом, данные синонимы связаны с процессом наблюдения за кем- или чем-либо. Однако слово «следить» подразумевает более жесткий надзор (не пассивный), возможно, с вмешательством по мере необходимости в ход выполнения работы кем-нибудь. 1

Подберите к предложенным словам синонимы, состоящие из такого же количества букв, расположите их в виде лесенки: лес, горе, мороз, хотеть, темнота, крепость, сообщение, озорничать, иностранный, аплодировать. 2 Задание

бор беда стужа желать потемки цитадель извещение баловаться заграничный рукоплескать 2

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен…», - писал В.Г.Белинский. Богатство языка в первую очередь связано с его лексикой, включающей в себя синонимы, особую группу которых составляют контекстуальные синонимы. Контекстуальными синонимами принято называть слова, сближающиеся своими значениями только в условиях определенного контекста. Так как их задача – охарактеризовать предмет, а не назвать его, то контекстуальные синонимы, как правило, экспрессивно окрашены. Так, в рамках одного текста вместо А.С.Пушкин мы можем употребить такие слова и выражения, как «великий русский гений», «солнце русской поэзии». Этим контекстуальные синонимы сближаются с описательными оборотами, что позволяет избежать повторов. Взаимозаменяемы в речи могут быть видовые и родовые наименования: собака, овчарка, Рекс. 3 Лингвистическая миниатюра о контекстуальных синонимах

Контекстуальные синонимы не отражены в словарях синонимов, так как носят индивидуальный, авторский характер. Именно поэтому их нередко называют еще ситуативными, окказиональными, авторскими. И действительно, контекстуальные синонимы очень часто используются в художественных произведениях. Так в стихотворении С.Маршака слово пришпорить становится синонимом к словам ускорить, подхлестнуть: Сколько раз пытался я ускорить Время, что несло меня вперед. Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить, Чтобы слышать, как оно идет. 3