Михасева О.В., Тихонова С.В.
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
1) Излагать, формулировать, нести; 2) Лист, страница; 3) Досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов)
В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в Соединённых Штатах Америки в середине 80-х годов. После Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI века эта идея получает распространение и в России.
В настоящее время задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали запуск механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Это слово в переводе с итальянского означает папка с документами, папка специалиста. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
- это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
« ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ » « ПОРТФОЛИО РАБОТ » « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ » « КОМПЛЕКСНЫЙ ПОРТФОЛИО »
и другие документы
Проекты, рефераты конкурсы Видеозаписи Исследовательские работы Методические рекомендации Электронные документы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЦЕНЗИЯ ОТЗЫВ РЕЗЮМЕ ЭССЕ Рекомендательное письмо Рекомендательное письмо
Может состоять: Из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): Раздел документов + Раздел работ + Раздел отзывов Из двух разделов : Например: Раздел документов + раздел работ Раздел документов + раздел отзывов Раздел работ + раздел отзывов
Результаты эксперимента показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио
Аттестация; Лицензирование, аккредитация ОУ; Систематизация деятельности учителя; Стимулирующий фактор.
Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов
Портфель сертифицированных (документированных) достижений позволяет: Предоставить информацию об авторе; Дать представление о результатах деятельности педагога; Отобразить особенности личности автора портфолио.
Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности Описание основных форм и направлений творческой активности; Разработки педагога; Качество представленных работ; Ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.
Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности Заключения; Рецензии; Рекомендательные письма; Резюме; Отзыв о работе в творческом коллективе; Рефлексия.
Титульный лист Раздел I. Общие сведения о педагоге Раздел II. Результаты педагогической деятельности Раздел III. Научно-методическая деятельность Раздел IV. Внеурочная деятельность
МодельнаяНакопительная
Достижения учителя Грамоты Сертификаты Благодарственные письма Набор рабочих материалов Опорные конспекты Конспекты открытых уроков Лабораторные, практические работы Тесты
Отражает динамику развития учителя; Показывает результаты самореализации; Демонстрирует стиль преподавания; Помогает проводить рефлексию; Помогает спланировать деятельность.
Высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки; Актуальность; общественная и практическая значимость; учет своего опыта, особенностей, условий работы; анализ и оценка качества знаний; эффективность и устойчивость результатов; оригинальность, творчество, новаторство; обобщение опыта работы, выводы.
Конспекты уроков; Результаты проверочных работ; Проекты; Работы учащихся; Аудио- и видеоматериалы, фотографии; Отчеты и др. Грамоты, сертификаты и др.
- реально представить результаты своего труда; - увидеть свои резервы; - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя, - позволяет диагностировать направление творческой деятельности учителя
Презентация (лат.) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего – либо (Словарь иностранных слов)
Выставки учебно- методических материалов Слайд - шоу Доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point
это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени
Соответствие содержания презентации содержанию портфолио Выделение основных результатов деятельности педагога Качество изложения материала
Выдвигают требования: Каждый элемент портфолио должен датироваться При оформлении портфолио в его состав входят три элемента: Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания этого документа Содержание (или оглавление) портфолио сперечислением его основных элементов Самоанализ представленных элементов и планы на будущее
Титульный лист Раздел I Официальные документы (при систематизации документов обратить внимание на ранжирование по масштабности мероприятий) Раздел II Творческие работы Раздел III Отзывы, рекомендации, самоотчеты (может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах)
1) Раздел «Мой портрет» 2) Раздел «Портфолио документов» портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижении. 3) Раздел «Портфолио работ» 4). Раздел «Портфолио отзывов»
личные данные обучающегося; автобиография (резюме) обучающегося; результаты психологической диагностики обучающегося; информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты проведенного обучающимся самоанализа; описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося; другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
предметные олимпиады школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.; мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно- образовательными фондами и др.; образовательные тестирования и курсы по предметам; школьные и межшкольные научные общества; конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы. название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.; проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте; техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание; работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность; занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты; участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат; участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся; спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда: иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями. Возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.. А также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр
заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.). рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации. отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции. резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижении. эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения. рекомендательное письмо о прохождении социальной практики иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.
Подводя итоги, хочется отметить, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха.
Это спланированная подборка достижений класса, которая связывает отдельные аспекты деятельности в более полную картину; это способ фиксирования, накопления и оценки учебно-воспитательной работы в классе за определенный период.
Социальный паспорт класса; Цели и задачи, направленные на развитие творческих индивидуальных способностей ребенка; Раздел «Мой мир» (интересы учащихся класса, хобби, кружки и т.д.); «Наши отличники», «Учимся без троек»; «Наше творчество», «Работы, которыми мы гордимся» (фото, ксерокопии); «Наши впечатления» (экскурсии, музеи, выставки, театры); «Наши достижения» (грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма); Отзывы и пожелания; Совместная работа детей и родителей; Другое.
Портфолио класса важно для составления маршрута социальной адаптации учащихся в пространстве города Позволяет оценить результативность работы с инофонами Повышает сопричастность родителей к деятельности общеобразовательного учреждения.
Портфолио позволяет накапливать и оценивать индивидуальные достижения за определенный период времени, учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, свое видение окружающей действительности, а значит и свое представление о том, что должно содержаться в портфолио.
Вы на пути создания портфолио 1. Какие документы Вы положили бы в него сейчас? 2. Какие рубрики и разделы были бы в Вашем портфолио? 3. Стали бы Вы двигателем внедрения индивидуального портфолио для учащихся нашей школы?