Инновационная деятельность в образовательном учреждении. Проблемы. Перспективы. 17 ноября 2011г.
Инновации?
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
Задачи семинара: Инновации в образовании. Инновации в образовании. Виды инноваций. Виды инноваций. Основные этапы инновационной деятельности. Основные этапы инновационной деятельности. Особенности внедрения инноваций. Особенности внедрения инноваций.
Инновация – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (Современный словарь иностранных языков)
Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
Новшества по предмету изменений; по предмету изменений; по глубине преобразований; по глубине преобразований; по масштабности; по масштабности; по ресурсоемкости; по ресурсоемкости; по уровню разработанности. по уровню разработанности. (В.С. Лазарев)
Специфика инноваций инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы; использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся; использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся; внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы. внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы. (Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю) (Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю)
Виды инновации.doc Виды инновации.doc
Стимулы инновационной деятельности ОУ развитие своего собственного опыта деятельности ОУ; развитие своего собственного опыта деятельности ОУ; заимствование опыта, созданного другими; заимствование опыта, созданного другими; освоение научных разработок; освоение научных разработок; метод проб и ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном); метод проб и ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном); собственно эксперимент. собственно эксперимент.
Барьеры инновационной деятельности Инновационные стереотипы: это у нас уже есть; это у нас не получится; это требует доработки; здесь не все равноценно; есть и другие предложения. Барьеры творчества: склонность к конформизму; боязнь оказаться «белой вороной»; боязнь показаться слишком экстравагантным; личностная тревожность.
Для внедрения инноваций необходимо: создать банк современных инноваций; создать банк современных инноваций; создание новых профессиональных объединений педагогов; создание новых профессиональных объединений педагогов; определить отношение к инновациям; определить отношение к инновациям; оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога; оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога; провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе; провести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе; составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов; составить аналитические программы по апробированию новых идей и подходов; объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития. объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.
Соблюдение условий достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения; достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения; хорошая учебно – материальная база, оснащенность современными информационными средствами; хорошая учебно – материальная база, оснащенность современными информационными средствами; высокий уровень профессионализма педагогического коллектива; высокий уровень профессионализма педагогического коллектива; готовность детей и родителей к восприятию нового; готовность детей и родителей к восприятию нового; микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института. микроклимат в школе, доброжелательная атмосфера, открытость школы как социального института.
мотивационно – творческая направленность личности творческий интерес к инновациям в работе; творческий интерес к инновациям в работе; сформированная потребность в личных достижениях; сформированная потребность в личных достижениях; стремление к профессиональному лидерству; стремление к профессиональному лидерству; ожидание позитивной оценки; ожидание позитивной оценки; создание ситуации успеха для коллег; создание ситуации успеха для коллег; позитивное отношение к творчеству и творческим людям. позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
Проблемы: готовность к инновационной деятельности; готовность к инновационной деятельности; отбор и проектирование актуальных проблем; отбор и проектирование актуальных проблем; конструирование педагогических инноваций; конструирование педагогических инноваций; реализация содержания инновационного образования; реализация содержания инновационного образования; прогнозирование ожидаемого результата. прогнозирование ожидаемого результата.