Технология развития критического мышления Из опыта работы Когутовсой Л. Н..
Из истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы xx столетия. В России известна с конца 90-х годов. В основу её положены идеи и положения теории Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, К. Поппера, Р. Пола, Э. Брауна и И. Бекка.
Признаки критического мышления 1. Критическое мышление – это мышление самостоятельное 2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. 3. Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые надо решить. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Мыслить критически - это Проявлять любознательность Ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов Не довольствоваться фактами, а вскрывать причину и последствия этих фактов Выработать точку зрения по какому-либо вопросу и уметь отстоять её Логическое осмыслить аргументы оппонента
Схема построения урока 1. Вызов (подготовительный этап) 2. Осмысление (поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана деятельности) 3. Рефлексия(осмысление и обобщение полученной информации)
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления Таблица «З-Х-У»(знаю, хочу знать, узнал) Таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
«Разнообразие растений» 3 класс ЗнаюХочу знатьУзнал 1.Растения – часть живой природы. 2. Животные и люди не смогли бы жить на земле без растений. 3. Растения делятся на деревья, кустарники и травы. Почему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия им дают учёные? Растения выделяют в воздух кислород, который необходим нам для дыхания. Наука о растениях – ботаника. В каждой группе растений много видов. Существует 350 тыс. видов растений. Нужно заботиться о растениях.
Приём «Кластер» Данный приём используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т. е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизации информации при подведении итогов.
« Природные зоны. Лес» лес Широколиственный Тайга Смешанный животные растения животны е растения животны е растения
Приём «Верные и неверные утверждения» Этот приём может быть началом урока. Учащиеся определяют истинность высказываний, предложенных учителем. После знакомства с основной информацией(текст параграфа, лекция и т. д.) мы возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
«Почва» (Окружающий мир 3 класс) Верите ли вы, что… Ветер может разрушить горы? Опавшие осенью листь вредят почве? 1см почвы образуется за 300 лет? Животные, живущие в почве, разрушают её. Почва и камень – родственники? Растения участвуют в образовании почвы? Почва – наша кормилица?
Приём «Толстые и тонкие вопросы» « Тонкие вопросы» – это те, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые вопросы» – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Приём «Инсерт» ( Интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) Это чтение с пометками: «V» – уже знал «+» - новое для меня «-» – думал иначе « ?» – не понял, есть вопросы
Приём «Синквейн» Это стихотворение из 5 –и строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию полученных знаний. На первых порах может составляться в группах, потом в парах, затем индивидуально.
Правила составления синквейна 1. Тема или предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных) 3. Описания действия (три глагола) 4. Фраза из 4-х слов, выражающая отношение к предмету. 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.(одно слово)
Синквейн по теме «Глагол» (3 класс) 1. Глагол 2. Важный, трудный. 3. Находить, подчёркивать, разбирать (по составу) 4. Глагол – самостоятельная часть речи. 5. Действие.
Приём «Сводная таблица» Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Используется на стадии вызова или осмысления. Название полезного ископаемого Основные свойстваИспользование
Приём «Чтение с остановками» Используется не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух» 1. Учитель выбирает абсолютно неизвестный для данной аудитории текст. 2. Делит текст на смысловые части, в тексте отмечаются места остановок. 3. Заранее продумывает вопросы к тексту.
Приём «Пятиминутное эссе» Обычно применяется в конце занятия, чтобы подытожить знания учащихся по теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Учащимся предлагается 2 пункта: 1. Написать, что они узнали по новой теме. 2. Задать один вопрос, на который так и не получили ответа.
Заключение Таким образом, критическое мышление – это не отдельный навык, а комплекс многих умений и навыков, которые формируются постепенно в ходе развития и обучения ребёнка. Систематическое включение приёмов критического мышления в учебный процесс должно сформировать особый склад мышления и познавательной деятельности.