В развивающем обучении предполагается, что учитель развивает ребенка соответственно требованиям программы и возраста Урок включает - целевой компонент, - содержательный компонент, - методы обучения, - формы учебной работы, - средства обучения, - взаимодействие учителя и обучающихся, - оценка результатов.
Традиционный урок Цели урока обычно отсутствуют Развивающий урок Деятельности без цели не бывает Учитель может ставить цели сам или привлекает детей Первоклассники учатся принимать цели: -Для чего выполняем? -Чему учимся? -С какой целью?
Традиционный урок -Преобладают ЗУНы -Дети решают практические задачи – что делать?( вставить орфограммы) Развивающий урок - -Компетентностный подход - -Связь обучения с жизнью - дети должны уметь решать различные (практические задания, используя свои знания) - -Опыт творческой деятельности и ценностных ориентаций ( все задания должны быть развивающими) - - Дети решают учебные задачи – как делать? (составить алгоритм или рассказать, как они это делали, чему научились)
Традиционный урок Преобладают традиционные методы: 1)объяснительно- иллюстративный (знания даются в готовом виде) 2)репродуктивный (воспроизведение знаний: беседа, выполнение типовых упражнений) Развивающий урок 1)Проблемное изложение материала - ставится проблема, и дети ее решают под руководством учителя, без учителя (как правило в мини-группах); можно дать детям выбрать правильный вариант решения проблемы, или рациональный, учитель может дать свой вариант обсуждение) 2)Частично-поисковый метод - на уроках можно использовать задания-ловушки (нельзя выполнить, нет решения, житейские ловушки) 3)Исследовательский метод – составить алгоритм, восстановить порядок алгоритма;
Традиционный урок -Фронтальные формы работы (под руководством учителя или учеников) Развивающий урок - Разнообразие форм работы - Широкое использование работы в парах или микро- группах (может быть совместная игра, обсуждение проблемы, совместное выполнение задания с распределенными функциями - Индивидуальная (д.б. с проверкой, с коррекцией, с обсуждением вариантов выполнения), самостоятельная работа (научиться ребенок может только сам) Субъективность учебной деятельности – предполагается, что ребенок сам ставит учебную задачу, выбирает адекватные учебные действия, сам себя контролирует, оценивает, у него есть познавательные мотивы
Традиционный подход -Широкое использование образной наглядности Стандарт - Знаково-символические средства: модели, таблицы, предметные схемы, чертежи, графические схемы (учитель может предложить выбрать модели, достроить их, преобразовать – дети должны сами уметь строить модели и работать с ними) - На уроке обязательно использовать собственный дидактический материал - Наличие технических средств (но это не критерий урока)
Традиционный урок 1)Ребенок пассивен ( выступает в роли объекта педагогического воздействия) 2)Дети взаимодействуют в основном с учителем 3)Учитель над детьми 4)Авторитарный стиль общения 5)Ориентир на среднего ученика Стандарт 1) Ребенок активен сам, а не учитель его сподвигает на это (познавательная активность детей, стремление обучаться, чего-то знать) – деятельностный подход 2)Дети учатся взаимодействовать друг с другом – учебное сотрудничество 3)Позиция учителя – позиция сотрудника, соратника, соучастника учебного процесса 4)Стиль общения – гибкий, зависит от ситуации (и авторитарный, и демократический) 5)Ориентация на каждого – учет возрастных и индивидуальных возможностей ( дифференцированный подход, мы должны прослеживать динамику развития ребенка и сравнивать его только с самим собой – педагогическая поддержка)
Традиционный урок - Деятельность ученика оценивает только учитель Стандарты - Содержательная оценка и самооценка
Спасибо! Желаю успехов!