Личностные универсальные учебные действия Возрастные особенности развития Методист-психолог ИМЦ Прокопенко И.В.
ЛУУД самоопределения ЛУУД смыслообразования ЛУУД нравственно-эстетической ориентации ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Личная готовность : Мотивационная готовность – доминирование учебно- познавательных мотивов Коммуникативная готовность – умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми Сформированность Я-концепции и самооценки - осознание ребенком своих физических возможностей, умений, переживаний, способность адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная зрелость – освоение ребенком социальных норм проявления чувств и способности регулировать свое поведение. Развитие высших чувств – нравственных (гордость, стыд, вина), интеллектуальных (радость познания), эстетических (чувство прекрасного).
Внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И.Божович) Новая позиция должна быть принята самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений
Неприятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации (предпочтение игровой деятельности, нежелание ходить в школу, выполнять учебные задания), негативные установки в отношении школы и учебы, значительно осложняют ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию в школе
Критерии сформированости внутренней позиции школьника: Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения Проявление особого интереса к новому, к школьному содержанию занятий Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине Развитие мотивов учения является важным показателем сформированости внутренней позиции школьника
Мотивы, характерные для перехода от предшкольного к начальному образованию: 1.Учебно-познавательные. 2.Широкие социальные мотивы – потребность в социально значимой деятельности, мотив долга. 3.Позиционный мотив – стремление занять новое положение в отношениях с окружающими. 4.Мотивация достижения – стремление реализовать поставленные цели. 5.Внешние мотивы – власть и требования взрослых 6.Игровой мотив. 7.Мотив получения высокой оценки
Неадекватность мотивов ведет к низкой успеваемости. Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности, провоцирует низкую успешность обучения, что приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения высокой оценки это приводит к стремлению к списыванию, подделыванию отметок в дневнике и тетрадях
Начальная школа Адекватной системой мотивов следует признать сочетание: познавательных мотивов; учебных мотивов; социальных мотивов; мотивации достижения
Специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности. Компоненты: 1. Когнитивный – сформировать историко-географический образ России, знать основные исторические события, достижения, культурные традиции; иметь представление о социально-политическом устройстве России; знать основные права и обязанности гражданина соответственно возрастному статусу учащегося; знать основные моральные нормы и правила охранно-бережного отношения к природе; сохранение здоровья. 2. Ценностно-смысловой и эмоциональный – иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, принимать свою этническую идентичность, уважать другие народы, личность и ее достоинства, уважать ценности семьи, признавать ценности своего здоровья, следовать моральным нормам, испытывать чувство вины и стыда при их нарушении. 4. Деятельностный – выполнять дежурство в классе, участвовать в детских общественных организациях, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика, следовать здоровому образу жизни
Самооценка Ядро самосознания личности, выступающая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми Обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С. Выготский)
Заниженная самооценка: Тревожность, неуверенность в своих силах и возможностях, отказ от заданий, феномен «выученной беспомощности» (М.Селигман). Коррекция: Адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка, даже если они незначительны Адекватное описание того, что достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.
Завышенная самооценка: Доминированность, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок; отрицание неуспеха. Коррекция: Спокойное и доброжелательное отношение учителя Адекватная оценка, не затрагивающая личность учащегося Продуманная система требований Поддержка, оказание помощи при трудностях ученика
Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях: 1.Сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, выработка самооценки. 2. Ребенок осуществляет большое количество равнодостойных выборов с различным аспектом оценивания, способом действия, и осознание оценок, полученных сегодня и в недалеком прошлом.
Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта. В правилах нормативного поведения можно выделить три типа норм: Моральные нормы выполняют функцию регуляции морально-нравственного отношений между людьми, это основание для оценки поступка. Конвенциональные нормы представляют собой, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни, он включают в себя школьные правила и предписания школьного устава Персональные нормы охватывают индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности.
Исследования развития морального сознания ребенка показало, что к моменту перехода в начальную школу он усваивает 3 моральные нормы: 1. Справедливого распределения (щедрость, бескорыстие, доброта). 2. Взаимопомощи (умение сопереживать трудностям другого человека). 3. Правдивости (честность, искренность, верность своему слову).
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 1.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности Родине, народу; осознание этнической принадлежности и культурной идентичности 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-образующей деятельности человека:; ознакомление с миром профессий 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной самооценки.
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: -Развития познавательных интересов, учебных мотивов; -Формирования мотивов достижения и социального признания; -Мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Включает: - формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих; уважение истории и культуры всех народов; - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; -знание основных моральных норм – справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность; - формирование моральной самооценки; -Развитие эмпатии и сопереживания; -формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни; -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств