Икеба́на или икэбана(яп. или яп. икэбана, «икэ или икэрю» яп. жизнь, «бана или хана» яп. цветы, буквально «живые цветы») традиционное японское искусство аранжиро вки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.яп. японскоеаранжиро вкицветовинтерьере
Название искусства составления цветочных композиций икебана или икэбана имеет несколько вариантов перевода с японского языка на русский. Это и «воскрешение растений», и «вторая жизнь цветов», и, буквально, «цветок в композиции». Считающаяся классическим японским искусством, икебана возникла более шести веков назад как буддийский ритуал. Принято считать, что начало аранжировке цветами положил принц Сётоку, проживавший в годах, который активно содействовал развитию буддизма в стране. Совершая подношения в храмах, буддисты уделяли особое внимание их символизму. Поэтому каждое сочетание растений в композициях имеет свой собственный смысл. Познающие икебану учили «искусству умирания».
Икебана через совершенство растительных линий отражает формы природы, это её главная задача. Композиции представляют собой настоящие произведения искусства, однако именно форма и изгибы, а не сочетание цветов и красок. Каждый мастер икебаны помнит, что цветы могут раскрыть свою красоту только в том случае, если их грамотно расставить, тогда даже в одном цветке может быть передана вся гармония мира и величие окружающей природы.
Начиная создавать композицию, в душе нужно говорить с каждым цветком и каждым растением. Не стоит переживать и сомневаться в результате. Следует успокоиться и сосредоточиться на составлении аранжировки. Конечно же, надо бережно и аккуратно относиться к растениям. Однако во имя создания прекрасной композиции не нужно бояться отрезать лишние цветы, листья и веточки. Ведь только таким способом можно наилучшим образом выразить красоту элементов, ставших основными в композиции.
Если в композиции присутствуют изогнутые ветки, их надо ставить так, чтобы верхние концы смотрели не вниз, а вверх. Но это правило не распространяется на букеты свободной формы. В начале нужно создать гармонию между вазой и растительным материалом композиции, освещение и обстановка только подчеркнут прелесть икебаны. В том случае, если в икебане присутствуют яркие цветы и ветви, то ваза должна быть одноцветной. Напротив, если главным элементом станет ваза, то ветки и цветы нужно подбирать спокойные по окраске, чтобы они не отвлекали на себя внимание. При составлении икебаны избегают симметричного расположения веток и цветов, а также не допускают, чтобы между ними было одинаковое расстояние. Иначе композиция получится монотонной. И обязательно нужно продумать, что станет выполнять роль «изюминки» в композиции.