Бикбаева Гульфания Камиловна
Школа – мой второй дом
Мои заповеди : любить всех детей и принимать такими, какие они есть ; учить всех и каждого ; создавать для каждого ученика ситуацию успеха ; отмечать каждое достижение ученика ; вовлекать учеников в различные виды деятельности в рамках одного урока ; формировать на уроках дисциплину труда ; прививать учащимся навыки самостоятельности ; учить детей общению, умению говорить и слушать ;
Развитие лексической стороны речи младших школьников
Лексика и лексикология Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или оного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав называется лексикологией.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения : их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, учение об фразеологизмах, учение о словарях.
Богатство словаря Слово – это важнейшая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.
4 направления словарной работы : 1. Обогащение словаря. 2. Уточнения словаря. 3. Активизация словаря. 4. Устранение нелитературных слов.
Приемы работы над значениями новых слов : Словообразовательный анализ. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, по словарям. Показ предмета, картинки, чучела, макета. Объяснение значения через контекст. Сопоставление слов с целью выяснения различий.
Синонимы – близкие по значению слова. Виды упражнений : 1. Группируй слова, близких по значению ( например : бежит, глядит, мчится, несется, глаз не сводит ). 2. Расположи синонимы по возрастающей или убывающей степени какого - либо признака ( например : огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный ). 3. Подбор синонимов к данному слову ( например : смешной, грустный, работать, метель и т. д.). 4. Выбор наиболее точного слова из 2-3 синонимов : а ) Олени ( спокойно, безразлично, равнодушно ) паслись на поляне. б ) Наступило ( жаркое, теплое, знойное, горячее ) лето. 5. Найди лишнее слово в ряду : а ) чуткий, внимательный, аккуратный ; б ) маленький, гигантский, крошечный.
Антонимы – противоположные по смыслу слова. Виды упражнений : 1. Контрастные картины, поставленные рядом. 2. Я начинаю пословицы, вы продолжайте : Труд кормит, а …. Легко друзей найти, да …. Дружбу помни, а …. 3. Составление параллельных синонимических рядов : старый, ветхий – новый, крепкий. 4. Словарный диктант. Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова – какими не должны быть люди : добрыми, злыми, честными, чуткими, жестокими, правдивыми, прилежными. 5. Сравни : по вкусу – лимон и мёд, лук и яблоко ; по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу ; по прочности – веревку и нитку, камень и глину. 6. Слова – неприятели. Задание : скажи наоборот : холодный, чистый, твердый, толстый.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания. Виды упражнений : 1. Прочитай фразеологизмы и напиши в порядке увеличения количества слов в них : в двух шагах, держать язык за зубами, под носом. 2. Прочитай и найди фразеологизмы со значением « быстро », запиши их : во весь дух, сломя голову, со всех ног, в час по чайной ложке, на всех парусах. 3. Прочитай фразеологизмы, подчеркни слова, обозначающие действие предмета : считает ворон, ловит мух, кот наплакал и т. д.
Многозначность слова Виды упражнений : 1. Что обозначают слова : мир, полотно, язык, высота. 2. Назовите данными словами другие предметы : ножка ребенка - ножка …, идет малыш – идет …. 3. Сравните значение словосочетаний : идут часы, идут дети, идет строительство.
Активизация словаря Составление словосочетания с нужным словом : хлопьями, тетрадью и т. д. Составление предложений с заданными словами : коллектив, машина, группа, класс. Составление рассказа по картинке. Рассказы по наблюдениям с использованием « опорных слов ».
Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики « Добывать » и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. Творческая переработка в сознании учеников, получаемой информации. Тесная связь теории и практики в обучении. Многообразие форм проверки знаний, проведение разного рода упражнений и видов работ, контрольных письменных и графических работ
Вывод : 1. Последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый день. 2. Активное участия в усвоении слова должны принимать и зрение, и слух, и рука и память. 3. Толкование слов с помощью одного или нескольких приемов. 4. Чтение и запись слова ( работа над орфографией и орфоэпией ). 5. Работа над образцами употребления слова ( готовыми словосочетаниями и предложениями ). 6. Работа над семантическими связями слова.
Результаты работы : 1. Канипов Тимур – 4 место в республиканской олимпиаде по башкирскому языку (2008 г.) 2. Гареев Айнур – 2 место в районном литературно – творческом конкурсе по русскому языку, посвященным дню РБ (2009 г.) 3. Тимербаева Адиля – 1 место в зональном конкурсе детского рисунка на тему « Безопасное пользование газом в быту » (2011 г.) 4. Варисовы Илида и Ирида, Тимербаева Адиля – призеры в номинации « Рисунок, живопись »; Варисова Ирида – 1 место в номинации « Стихотворение » в районном конкурсе детского творчества « Мамы прекрасны, спору нет !» (2011 г.)
Спасибо за внимание !