Проблематизация в воспитании. специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология аксиологической групповой проблемной работы (Дискуссия) описание технологии: Поляков Сергей Данилович Технологии воспитания – М, 2002.
Advertisements

Урок - дискуссия Автор: Шибанова Т.П. Декабрь,2011г.
Page 1 ХОД ДЕБАТОВ 8-11 классы Page 2 Спикер 1. Команда «Утверждение» представляет участников своей команды, предлагает ввести в игру ключевые.
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Установление доверительных.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «Центр социальных инноваций «Карьера»» ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ к профилактической антинаркотической.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
1. Обзор проблемно - дискуссионных форм организации воспитательной работы. Д. В. Чернов, к. и. н., научный руководитель ЦДТ « Содружество ». 2. Дискуссионные.
«Как вести дискуссию». Основные условия эффективного проведения дискуссии: Установление доверительных взаимоотношений с учащимися Четкое определение темы.
Научная дискуссия. План Понятие научной дискуссии Говорение Слушание Вопросы Ответы "Устная и письменная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Дискуссия. Основы организации дискуссии. Дискуссия – это обсуждение какого- нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения (Д. Ушаков)
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
Портрет современного подростка Слишком говорлив. Чрезмерно подвижен. Не понимает чувств и переживаний других людей. Ощущает себя отверженным. Создает конфликтные.
Интерактивные методы в работе социального педагога Социальный педагог МБОУ «Илезская СОШ» Е.А.Байковская.
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное». (Платон) является ли эта проблема важной для Вас лично, для современников? как Вы понимаете смысл.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Транксрипт:

Проблематизация в воспитании

специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком целях с целью построения проблемной ситуации как личной для ребенка ПроблематизацияПроблематизация

ребенок начинает глубже думать и понимать, подчас заново открывает для себя то, что уже казалось понятным; педагог получает обратную связь от учеников, отклик на то, что то, чему он учит, что объясняет, им слышно и небезразлично. Значение проблематизации

Проблематизируя детей, педагог занимает позицию не манипулятора, а рефлексивного управляющего. Его интересуют не результаты мышления детей, не приведение детских мнений к общему знаменателю, а процесс их мышления, самостоятельное продвижение детей к ключевым смыслам. Проблематизация – не манипуляция

Проблематизируя, педагог старается: поддерживать практически любую рефлексию детей, руководствуясь при этом принципом углубления («Куда это нас продвигает?»); придерживать собственные рефлексивные высказывания (до того момента, когда дети уже ходят «по герменевтическому кругу» и не могут продвинуться дальше); сомневаться в собственной правоте. Проблематизация – не манипуляция

проблематизация словом (в том числе мимикой, жестом); проблематизация делом (действия педагога, инициирующие самостоятельные действия детей) проблематизация образом (подбор видеоряда, конструирование предметно- эстетической среды) Способы проблематизации

1. Демонстрация «непонимания». Этот прием побуждает участников обсуждения, многократно проговаривая, уточнять свои идеи, формулировки, выводы. Возможные фразы педагога: «Я не совсем понимаю, что вы имели в виду?», «Ваше определение неясно, уточните его, пожалуйста». Приемы проблематизации

2. Сомнение. Это прием внесения сомнений относительно высказанных идей. Он позволяет отсеивать слабые, непродуманные высказывания, снимать попытки демагогических выступлений. Вопросы на «усомнение»: «Так ли это?», «Вы уверены в вашем тезисе?», «Нет ли в ваших словах противоречия?», «Может быть, это не всё?» Приемы проблематизации

3. Требование доказательств. Неагрессивное требование объяснения, обоснования высказанных утверждений. Возможные фразы ведущего: «Обоснуйте ваш тезис», «Что это все-таки значит?», «Почему это так? Объясните все-таки нам». Приемы проблематизации

4. Провокация «живчиком». В случае отсутствия детских высказываний педагог может предложить хотя бы одному из подростков («с горящими глазами») проговорить свое понимание или непонимание, поставив тем самым остальных в ситуацию выбора – соглашаться или не соглашаться. Далее можно попросить их выразить свое отношение к высказанной позиции. Приемы проблематизации

5. Провокация «живцом». «Живец» - сам педагог. В случае отсутствия высказываний, педагог может их спровоцировать, предъявив от своего лица довольно радикальное понимание ситуации (здесь нельзя переступить нравственную грань). Приемы проблематизации

6. «Альтернатива». Педагог выдвигает и обосновывает утверждение, противоположное высказанному участниками обсуждения, акцентируя внимание на возможности иной точки зрения, иного взгляда. Приемы проблематизации

7. «Доведение до абсурда». Педагог может согласиться с высказанной точкой зрения, а затем сделать из нее абсурдные выводы (здесь необходимо избежать высказываний, способных нанести обиду подростку). Приемы проблематизации

8. «Нет-стратегия» В этом приеме педагог на все утверждения детей говорит «нет», не утруждая себя аргументами, доказательствами. Фразы с двумя «не»: «Нет, это не так, всем это ясно», «Такого не бывает и не может быть!», «Нет! Здесь не о чем говорить». Приемы проблематизации

Первые четыре приема – относительно мягкие, последующие жесткие. Жесткие приемы проблематизации – сильные, но опасные способы работы. Они могут вызвать недоброжелательность, агрессию, причем как в отношении педагога-ведущего, так и других участников дискуссии. К ним лучше прибегать, когда вы хорошо знаете аудиторию, у вас с ней взаимное доверие, ваш авторитет в ней высок и прочен. Риски проблематизации