ПРОЕКТИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Возникновение понятия У У Д «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося; УДД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности. з. Обеспечение успешности обучения.. 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности.
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УУД Личностные Коммуника - тивные Регулятивне Познава - тельные
Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно - этическое оценивание
Что нужно знать при подготовке проблемно - диалогического урока по любому предмету ? Что нужно знать при подготовке проблемно - диалогического урока по любому предмету ? 6
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы ! А учит ли этому школа ? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д / з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками 7 Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель : « Чего мы хотим добиться ?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему ( при необходимости добывая новые знания ) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
8 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. з ) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы
Традиционный урок 1. Проверка д / з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками 9 Проблемно - диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно - диалогическая технология ( с 1999 г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Учитель подводит учеников к мысли : Путешествовать в прошлое нельзя – это сказка ! 10 Окружающий мир – обществознание ( 3 класс ). Учитель подводит учени - ков к противоположной мысли : Путешествовать в прошлое можно ! Сравните два утверждения – в чем противоречие ? Какой возникает вопрос ? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА : Как можно путешествовать в прошлое ? РЕШЕНИЕ : Через сохранившиеся памятники культуры
Пример проблемной ситуации ( задание с затруднением ) Задание на сложение дробей ( не изучали ) 2/4 + ¼ = ? 11 Учебник « Математика », 4 класс Разные результаты ( не знают правила ): Ответы : ¾ или 3/8 ? Что - то не так … А мы умеем складывать дроби ? ( осознание затруднения ) Какая у нас сегодня цель урока ? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА : Научиться складывать дроби ! РЕШЕНИЕ : АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИ я дробей.
виды диалогов. виды диалогов. 12 Побуждающий + Развивает творческое мышление ; + Максимально близок к жизненным ситуациям ; - Ученики могут увести в сторону от темы ; - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий + Развивает логическое мышление ; + Просчитывается по времени ; + Ведет к нужному результату коротким путем ; - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.
Коммуникативные УУД Коммуни - кативные действия Планиро - вание учебного сотрудни - чества Постановка вопросов Построение речевых высказы - ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Познавательные УУД Познава - тельные действия Обще - учебные Логические Постановка и решение проблем
Регулятивные УУД Регулятивные действия Целепола - гание Планиро - вание Прогно - зирование Контроль Волевая саморегуляция КоррекцияОценка
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УУД Личностные Коммуника - тивные Регулятивные Познава - тельные
В помощь учителю серия : « Стандарты второго поколения » В помощь учителю серия : « Стандарты второго поколения » Универсаль - ные учебные действия под ред. А. Г. Асмолова
В помощь учителю : серия : « Стандарты второго поколения » В помощь учителю : серия : « Стандарты второго поколения » О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева Мои достижения. Итоговые комплексные работы.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ. Кто не видел белого медведя ? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом ( а не как, скажем, песец или заяц - беляк – те лишь зимой белые ). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой : поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы : средний вес медведиц 310 килограммов, медведей - самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну !
I. Тест по литературному чтению и развитию речи 1. Белый медведь летом а ) меняет цвет шерсти ; б ) не меняет цвет шерсти 2. Подошвы лап у белого медведя покрыты а ) густой шерстью ; б ) утолщенной кожей 3. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины а ) соединены плавательными перепонками ; б ) срастаются между собой 4. Белый медведь может плыть со скоростью а ) 2 километра в час ; б ) 5 километров в час 5. Меню белого медведя более разнообразно а ) зимой ; б ) весной ; в ) летом 6. Средний вес медведицы а ) 310 кг ; б ) 420 кг
II. Тест по математике 1. Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины ? а ) 3 ч ; б ) 10 ч ; в ) 20 ч ; г ) 75 ч При решении задачи можешь использовать рисунок : серый четырехугольник – земля, белый четырехугольник – льдина ; медведь плывет по прямой, изображенной пунктиром 2. Сможет ли белый медведь выпрыгнуть на льдину из воды, если ее высота 180 см ? а ) да, так как 1 м 8 см < 2 м ; б ) да, так как 1 м 8 дм < 2 м ; в ) нет, так как 1 м 8 см > 2 м ; г ) нет, так как 1 м 8 дм > 2 м 3. Какую часть часа может пробыть белый медведь под водой, не выныривая из неё ? а ) тридцатую часть часа ; б ) десятую часть часа ; в ) третью часть часа ; г ) вторую часть часа км
III. Тест по окружающему миру 1. В какой природной зоне обитают белые медведи ? а ) в арктической пустыне ; б ) в Северном Ледовитом океане ; в ) на острове Врангеля ; г ) в тундре 2. В какой природной зоне расположен город Воркута а ) в тундре ; б ) в лесной зоне ; в ) в ледяной зоне ; г ) встепи 3. Какие группы животных упоминаются в статье ? а ) белый медведь, тюлень, заяц - беляк, песец, лемминг, птицы, рыбы ; б ) звери, заяц - беляк, птицы, рыбы ; в ) млекопитающие, птицы, рыбы ; г ) звери, птицы, рыбы 4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания ? а ) хищник ; б ) всеядный ; в ) растительноядный ; г ) насекомоядный 5. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян ( при необходимости воспользуйся словарем учебника ) а ) мхи, водоросли, лишайники ; б ) мхи, водоросли ; в ) мхи, водоросли, грибы ; г ) мхи, водоросли, грибы, лишайники
IV. Тест по русскому языку 1. В тексте про белых медведей больше всего предложений : а ) повествовательных ; б ) вопросительных 2. Восклицательное предложение находится : а ) в начале текста ; б ) в конце текста 3. Вопросительное предложение находится а ) в начале текста ; б ) в конце текста 4. Выпиши из второй части текста ( из второго абзаца ) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых ? Они являются а ) родственными словами ; б ) однородными членами предложения 5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые ? Эти глаголы : а ) I спряжения ; б ) II спряжения 6. Эти глаголы стоят в форме : а ) настоящего времени ; б ) будущего времени ; в ) прошедшего времени.
Представление результатов по русскому языку. ФИО уч.-ся Количество баллов по заданиям Тестовый балл Аттестаци онная отметка Арзякова Вероника Ахмерова Алина Баньязова Жанна Бредихин Сергей Волченко Любовь Вотчинников Игорь Ерукова Юлия Косых Никита Кобелев Владислав Локтионов Павел Мартиросян Маргар Наумов Дмитрий Нестерова Дарья Сергеева Анжела СпиридоновНиколай Трясунова Виктория Фарбер Виктор Черемисина Алена Шпицина Олеся балл б.«5»-22 % 0 - балов б. 9-7 б. «4»-50 % «3»-28 %
Результаты комплексной контрольной работы : Русский язык : 12 – баллов, «5» - 22% 11 – 10 баллов, «4» - 50% 9 – 7 – баллов, «3» - 28% Математика : 5 – баллов, «5» - 67%. 3 – балла, «4» - 22% 2 – балла, «3» - 11% Литературное чтение : 14 – баллов, «5» - 22% 13 – 11 – баллов, «4» - 56% 10 – 8 – баллов, «3» - 22%