У кактуса вместо листьев колючки. Зачем кактусу колючки ?
Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами, Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. Как весь этот процесс называют в природе?
Фронтальный опыт 1.Подышите на стеклышко. Что наблюдаем? 2. Как назовем происходящее явление? 3. Какой будет тема урока?
Тема урока: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар» Цель: Изучить явление испарения, выяснить в чем различие между паром насыщенным и ненасыщенным.
Ответить на вопросы: 1. Из чего состоят все тела? 2. Что вы знаете о молекулах? 3. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 4. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 5. Одинаковы ли скорости движения молекул в различных агрегатных состояниях? В одном и том же состоянии?
Почему возникает испарение? Рассмотрим процесс испарения жидкости.
Из поверхностного слоя жидкости вылетают молекулы, которые обладают наибольшей скоростью и кинетической энергией теплового, хаотического движения.
Парообразованием называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. А что же называется испарением? Парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости, называется испарением.
Выяснить, от чего зависит скорость испарения. Задачи эксперимента : 1. Выяснить, как зависит скорость испарения от рода вещества. 2. Выяснить, как зависит скорость испарения от ветра. 3. Выяснить, как зависит скорость испарение от температуры. 4. Выяснить, как зависит скорость испарения от площади поверхности.
Используемые материалы : Матовые стёкла на подставке. Спирт, вода. Листок бумаги Сухой спирт. Вата, пипетка.
Опыт 1 : 1. Взять две разные жидкости: воду и спирт. 2. Нанести на матовые стёкла. 3. Что наблюдаем через некоторое время?
Опыт 2 : 1.Нанести на два матовых стекла воду. 2.На одно стекло помахать листком бумаги. 3.Какой вывод можно сделать?
Опыт 3 : 1.Нанести на два матовых стекла воду. 2.Одно стекло подогреть на пламени спиртовки 3. Вывод.
Опыт 4 1. На одно стекло капнуть воду трубочкой. 2. На другое - нанести воду ватой. 3. Где быстрее вода испарится?
Результаты эксперимента : 1.Испарение зависит от рода вещества. 2.Испарение происходит тем быстрее, чем выше температура. 3.При ветре испарение происходит быстрее. 4.Чем больше поверхность жидкости, тем быстрее происходит испарение.
Итак: зачем кактусу колючки ?
Из проведённых опытов очевидно, что чем меньше площадь поверхности, тем испарение происходит медленнее. Толстые, покрытые восковым налётом покровы кактусов, плохо пропускают водяной пар, а колючки у кактусов обладают незначительной поверхностью. В связи с этим даже в сильную жару кактусы испаряют мало воды.
Интересно, что количество воды, расходуемое растениями в течении своей жизни в большей степени зависит от климата. В жарком сухом климате растения потребляют не меньше воды, а иногда даже больше, чем во влажном климате. У растений засушливых мест лучше развита корневая система и меньше площадь листовой поверхности. Кактусы, растущие в пустынях, имеют толстые мясистые стволы и колючки вместо листьев.
Если при испарении вылетают самые быстрые молекулы, то что можно сказать об внутренней энергии тела? О его температуре?
Пар, находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется насыщенным.
Ответить на вопросы: 1. Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Почему? 2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? 3. В какую погоду лучше сушить белье? 4. Почему температура в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха? 5. Испаряются ли твердые тела?
Домашнее задание: Параграф 16,17, упр.9, (для желающих): используя книгу Я.И.Перельмана «Занимательная физика», сделать холодильник «без льда».