Универсальные учебные действия УУД обеспечивают умение учиться. УУД – это умения и навыки, которые, с одной стороны, формируются в процессе изучения различных дисциплин, с другой стороны – обеспечивают успешное усвоение программ на всех ступенях образования.
Классификация УУД УУД Познаватель ные ууд Личностные ууд Регулятив ные ууд Коммуника тивные ууд Общеучебные ууд Логические ууд Действие постановки и решение проблем
Познавательные УУД – универсальные действия, которые обеспечивают, с одной стороны, процесс приобретения учащимися истинных знаний об окружающем мире, с другой, - развитие их интеллектуальных способностей, формирование мировоззрения
Общеучебные УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Рефлексия способов и условий, контроль и оценка результатов деятельности
Общеучебные УУД Смысловое чтение Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Определение основной и второстепенной информации Свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
Логические УУД Анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных ) Синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов Подведение под понятие, выведение следствия Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Установление причинно - следственных связей Построение логической цепи рассуждений, доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование
Действие постановки и решения проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Карточка 1 «Вопрос-понятие» Что называется…? Что считается…? Что понимается под…? Что представляет собой…? Что выражает…? Что является…? Что такое…? Каковы свойства и виды…? В чём заключается сущность…?
Карточка 2 «Вопрос-суждение» Чем объяснить, что…? Как доказать, что…? В каком случае…? Когда…? Каким образом…? Вследствие чего…? Почему…?
Карточка 3 «Сравнение» По сравнению с… Также, как и… Как…, так и… Сравнивая…, можно сказать… Кроме…,ещё… Помимо… Больше чем… Не только, а и… Наряду с… Если…, то… В отличие…
Карточка 4 «Противоречие» …что, а… …тем, что… …хотя… …не…, но… …если…, то… … тем, чем… …несмотря на… …однако… …не только…
Карточка 5 «Категории» Качество – количество Содержание – форма Первичное – вторичное Сущность – явление Единство – многообразие Общее – частное Причина – следствие Общее – особенное – единичное Пространство – время Возможность – действительность Необходимость - случайность
Карточка 6 «Умозаключение» Дедукция (от общего к частному) Индукция (от частного к общему) Аналогия
Субтесты: «Осведомлённость» «Определение понятий» «Деление понятий» «Обобщение понятий» «Аналогия»