Тема«Электростатическ ое поле » Модульная технология при изучении физики
Актуальность Сегодня необходимость в получении все возрастающего объема знаний, умений вступает в противоречие с ограниченным временем, которое отводится на овладение учебным материалом. В создавшейся ситуации информационного «взрыва» очень актуальной становится проблема уплотнения учебных знаний.
Уплотнение знаний – это не механическое усечение объема изучаемого материала, а лишь структурирование учебного материала более укрупненными, обобщающими дидактическими единицами одновременного изучения.
Цель применения технологии модульного обучения компактное представление основ элементарной физики в форме опорных конспектов. обоснованная психолого- педагогическая организация памяти учащихся систематизация и обобщение основ элементарной физики с минимальной затратой сил и времени
Из опыта работы Одной из форм введения нового материала является урок-лекция, на котором при помощи крупноблочной структурно-логической схемы-опоры объясняют новый материал. они состоят из небольшого количества (7±2) крупных единиц – блоков информации, – которые способны вместить кратковременная память ученика. Через 2–3 урока после начала изучения темы (4–8 параграфов) проводятся уроки повторения.
В начале урока, следующего после урока повторения,- физический диктант (ФД) Основное требование – вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы были по возможности краткими и однозначными ФД включает 7–10 вопросов в двух вариантах. Учащиеся могут использовать сокращения слов – главное показать знания После изучения теоретических вопросов данной темы - итоговый контроль (взаимоконтроль)
В данной работе представлена укрупненная единица учебной информации по блоку 9 «Электростатика», а сам блок разделен на модули в форме опорных конспектов.
Содержание 9-го блока. 1. Электрический заряд. Закон сохранения заряда. 2. Закон Кулона 3. Электрическое поле. Напряженность поля 4. Вещество в электрическом поле 5. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов 6. Электроемкость. Конденсаторы. Вопросы для самоконтроля по блоку «Электростатика »
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО БЛОКУ "ЭЛЕКТРОСТАТИКА" Модуль 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА. Какие взаимодействия называют электромагнитными? 1.Что такое электрический заряд? 2.В чем сходство и отличие электрического заряда и гравитационной массы? 3.Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды? 4.Какой заряд называют элементарным? Каково его значение? 5.В чем состоит явление электризации, объясните это явление с точки зрения электронной теории. 6.Когда тело является электрически нейтральным, а когда заряженным? 7.Произойдет ли электризация двух тел, состоящих из совершенно одинакового вещества, при их соприкосновении? 8.Сформулируйте закон сохранения электрического заряда. 9. В каких случаях выполняется закон сохранения заряда? Модуль 2. ЗАКОН КУЛОНА 1.Как формулируют и записывают закон Кулона для взаимодействия зарядов в вакууме? 2. Какая Что определяет закон Кулона? величина характеризует влияние среды на силу взаимодействия между зарядами? » 3.Запишите закон Кулона для взаимодействия зарядов с учетом среды в системе СИ? 4.Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона в СИ? 5.Чему равна электрическая постоянная? 6.Установите единицу электрического заряда в СИ.Сформулируйте ее определение. 7.Каково значение заряда и массы электрона? 8. Можно ли электрический заряд делить бесконечно?»
Физический диктант ко второму уроку Средний уровень I. а) Почему расходятся листочки электроскопа, если его головки коснуться заряженным телом? б) Как заряжена палочка? Пунктиром показано первоначальное положение листочков, (см. рис. 1 ) 2. а) Почему при быстром перематывании пленки на магнитофоне она приобретает способность «прилипать» к различным предметам? б) Что можно сказать о зарядах шарика и палочки? (см. рис.2) 3. а) Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, несколько звеньев которой волочатся по земле? б) Определите знаки зарядов у шарика и листочков электроскопа. Пунктиром показано первоначальное положение листочков, (см. рис.) см. рис.2 рис.1