Белёвское кружево
В словаре русского языка С. И. Ожегова говорится: «Кружево – узорная плетёная ткань для отделки белья, одежды». Что такое кружево?
Воздушные, невесомые, призрачные, роскошные, изысканные.. Все это можно сказать об удивительных кружевах, которые рождаются в руках мастериц-вязальщиц. Красота ажурных салфеток, воротничков и шалей покоряет и завораживает. Однажды сотворив своими руками кружевное чудо, вы навсегда останетесь поклонниками вязания и пронесете любовь к рукоделию через всю жизнь.
В. А. Тропинин Кружевница (1823г.) Что такое нашей жизни золотые кружева? Кружевница, кружевница, Тихо скрипнет половица... Глянешь - вот она, Судьба. Наклонилась над подушкой, Локон вьется в такт вальцам. В сердце счастьем отдается этот вальс. И нет конца смеху, музыке, Круженью, пальцев плавному движенью, Свету, воздуху, стихам. Д. Ивашинцов
В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения Белёв и Одоев. Промысел в Одоеве сложился случайно. В связи с изменением семейных обстоятельств в 1880 году торговка белёвским кружевом Дронова оставила это занятие и послала в Белёв старшую дочь учиться плести и делать сколки. Девушка, быстро усвоив всё, обучила сестёр и знакомых девушек. Это и положило начало промыслу, который процветал 21 год. Тульское кружевоплетение Из Одоева кружевоплетение было занесено в деревню Кокурино, где плели 15 мастериц. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белёвские узоры.
У белёвского кружева своя, довольно большая история. Им занимались сначала монахини женского Крестовоздвиженского монастыря, основанного около 1625г. Они плели мерное кружево из золотой и серебряной нитей. Применялось оно исключительно для отделки одежды высокопоставленной знати, праздничных одежд священнослужителей и предметов церковного назначения. История белёвского кружева
Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белёвского уезда возникают девичьи мастерские, в которых искусству кружевоплетения обучают крепостных девочек 7-8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. Обучение шло постепенно от самого простого образца к более сложному. В течение двух - трёх месяцев каждая маленькая плетельщица успевала настолько, что узенькие кружева её работы уже давали известный доход. К десяти годам девочки становились настоящими помощницами в своих семьях.
Кружевной промысел носил исключительно семейный характер. Наёмная рабочая сила не применялась. Работали кружевницы у себя дома. Трудились мастерицы совершенно свободно, уделяя рукоделию столько часов в сутки, сколько того требовала нужда в заработке или условия принятого заказа. Обычно они садились за свои подушки в 5 часов утра и работали зимой до 11-12, а иногда и до часу ночи. На еду и отдых полагалось лишь крайне необходимое время (плели 15 часов и более в день). Зато летом мастерицы вставали позже и плетение начинали не раньше 6 часов утра.
Заработок плетельщиц зависел от трёх условий: во-первых, от фасона вещи, во-вторых, от материала, из которого она изготовлялась, и в- третьих, от сложности рисунка. В 1863г. заработок белёвских кружевниц колебался от 9 до 15 копеек в день, в копеек, в копеек. Самая сложная и дорогая работа была при изготовлении постельного белья. Сбытом изделий кружевниц, как правило, занимались торговки. Никаких книг или записей у торговок не было. Всё было основано на памяти. С кружевницами они рассчитывались всегда тотчас по получению товара.
В середине 40-х годов XIX века происходит всплеск кружевоплетения. Толчком для этого послужило проведение Московско-Курской железной дороги мимо города и закрытие торговли по реке Оке. Это привело к упадку торговли и промышленности. Закрылись многие предприятия. Появилось много безработных. Уменьшение заработков у мужчин вызвало усиление деятельности женщин. Соседний Мценск стал удобным пунктом для поездки белёвских торговок с кружевным товаром в Москву, Петербург, Нижний Новгород и другие города. Оплет носового платка г.
В самом начале XX века в Белёве кружевоплетение ещё сохраняется. В это время произошло расширение рынка сбыта кружев. Если раньше они шли преимущественно в Москву, Петербург и Нижний Новгород, то теперь их поставляли на курорты Крыма и Кавказа, в Польшу, Турцию и некоторые европейские страны. В 1897 и 1913 годах на выставках в Петербурге белёвские кружева получили Похвальные листы.
После революции плетельщицы были объединены в артель «Красный производственник», их в ней работало уже немногим более 20 человек. В 1947 году число кружевниц увеличилось до 40, они составляли один из цехов артели. В 50-х годах артель была закрыта, кружевницы продолжали работать в одиночку, на дому. В середине 70-х годов в Белёве кружево плели 5-6 мастериц, ассортимент их изделий был невелик.
Если в вологодском промысле известно имя кружевницы, определившей в начале XIX века стиль и приёмы местного кружева, то о рождении особенностей белёвского определённо ничего сказать нельзя. Кто конкретно придумал эти замкнутые орнаменты, состоящие из разнообразных тесёмок, квадратов, паучков, змеек? Кто придумал так вплетать этот тонкий орнаментальный узор в фон, что узор и фон стали неразъединимы и воспринимаются единым целым? Ясно только, что это была именно белёвская горожанка, поскольку монахини в монастыре плели в XIX веке не так, как белёвские кружевницы. Особенности белёвского кружева
Белёвские горожанки сразу почувствовали в XIX веке особенности своего стиля и очень быстро перешли от плетения кружева как варианта отделочной тесьмы к выделыванию целых вещей, преимущественно предметов одежды: косынки, накидки, шарфы, мантильи, вуалетки. Кокетки - это главный ассортимент белёвских кружевниц. Плели они также шторки на божницу и покрывала для подушек, и сухарницы, и скатерти, но это не было главным в их производстве. Главное - аксессуары к одежде и причёске.
Материалы для плетения употреблялись следующие: бумага разных номеров, чёрный и бело- желтоватый шёлк, нитки белые, суровые серые и суровые желтоватые, называемые мастерицами «кремовые». Весь этот материал привозился в местные лавки. Например, в Белёве ниток, шёлка и бумаги в год привозилось на сумму до 4000 рублей. Кроме того, этот материал доставляли торговки кружевами из Москвы и Нижнего Новгорода. Белёвское кружево выплеталось обычно небольшими фрагментами, затем полосы искусно сшивались так, что неопытному глазу невозможно было найти шва. Часто фрагменты приплетались по ходу изготовления изделия. Белёвское кружево на коклюшках
Техника изготовления белёвского кружева требовала не свыше 7-8 пар коклюшек. Узоры белёвских кружевниц не богаты основными элементами, но в них нет крикливости, аляповатости. Это скромное кружево, как бы не купеческое, а городское, мещанское. Может быть поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за своё, французское.
Белёвское кружево, неповторимо в своем очаровательном узоре, незамысловато и аристократически изящно. Оно к лицу и светской моднице, и народной красавице. Прекрасно в гармонии с юностью и с грустью почтенного возраста человека. Немеркнущее в своей гениальной простоте, оно всегда и во все времена - от дней его предавнего сотворения - приятно своей внутренней осиянностью… Это божественная красота в человеческом совершенстве, то есть, это красота незамысловатости и кроткой сдержанности.
Автором презентации является методист по информационным технологиям Крецу Анастасия С большим чувством от автора презентации! А