ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ
Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно вы поняли смысл прочитанного текста; -способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; -можете ли вы ясно и убедительно изложить свою позицию и, если она не совпадает с авторской, способны ли вежливо, корректно отстаивать свою точку зрения; -хороша ли ваша речь; -умеете ли вы излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации.
Словарь терминов Аргумент-довод,основание, суждение( или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать- т.е. приводить доказательства, аргументы. Исходный текст- текст, предложенный экзаменуемому для анализа. Идея авторская- главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому. Комментарий проблемы- толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. Коммуникативный замысел ( от лат.communico - делаю общим ) – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте ( коммуникативная компетенция - способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).
Мнение –собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд; точка зрения. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов ) может быть несколько. Проблематика – совокупность вопросов (проблем ), поставленных автором в тексте. Позиция автора- отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д.( иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы )).
Как правильно понять исходный текст Как правильно понять исходный текст
Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. » Эти «три элемента»- автор, тема и читатель.
Внимательно прочитай текст, выстрой такую схему и обдумай ее: Текст 1. О чем?( Ты увидишь тему.) 2.Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы.) 3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?( Ты найдешь основную проблему текста.) 4 Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.) 5.Как автору удалось помочь тебе определить цель?( Т ы увидишь роль языковых средств.) 6.Почему были использованы именно эти языковые средства? 7.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы, проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
План сочинения Вступление Формулировка проблемы текста Комментарий к проблеме Позиция автора Твоя позиция (обязательно 2 аргумента) Заключение
Роль вступления и заключения в сочинении.
Вступление может быть написано в форме Лирического размышления Ряда риторических вопросов, созвучных проблеме текста Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тексту. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. Может начинаться с ключевого слова текста.
Заключение может быть написано в форме Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована. Яркого примера, обобщающего твои суждения. Вывода-впечатления. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждения. Развернутого рассуждения об идее текста, которое сформулировано в одном или нескольких предложениях.
Проблемы Экологические Нравственные Социальные Философские Социально-психологические Социально- философские
Проблема, рассматриваемая автором, может быть Общественно- значимой; Социальной; Философской Злободневной; Актуальной; Насущной; Острой; Важной; Назревшей.
Позиция автора и способы ее выражения Как считает известный литературовед М.Ю. Лотман, «в тексте скрывается сам автор, текст- свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе- в том или ином виде- образ своего творца». Смотри, как велика роль создателя текста.
Автор может посвящать свою статью; полемически заострять проблему; эмоционально воздействовать на читателя; убеждать читателя в правоте своей позиции; пытаться найти причины изображаемых позитивных(негативных) явлений; заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы(делать нравственный выбор)
подчеркнуть истинное положение вещей; иронически(саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д. ) повествовать о героях и событиях; открыто заявить о своей гражданской позиции ; побуждать искать истину.